На Новой сцене Большого театра прошли концерты Государственного академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева. Хореографическая картина «Танго del Plata», показанная на этих выступлениях, - это первый полноценный спектакль, который «Балет Игоря Моисеева» сделал после ухода из жизни своего основателя.
Концерты эти знаменательны еще и тем, что в этом году отмечает 50-летие своей творческой деятельности художественный руководитель и директор ансамбля Моисеева Елена Александровна Щербакова. В 1969 году 1 июня пришла она в коллектив, после окончания хореографического училища при Большом театр, и начала работать как артистка балета, а с 1994 года, после окончания своей творческой карьеры, по просьбе Игоря Моисеева стала директором ансамбля, и вот уже ровно 25 лет занимает этот пост.
- Ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева демонстрирует не только традиционное безупречное мастерство, но и стремление к развитию, покорению новых творческих рубежей. Под руководством неутомимой Елены Щербаковой прославленный коллектив в 2018 году осуществил новые постановки, триумфально провел гастроли во многих странах, от Италии до Монголии. Мы в «Газпромбанке» с неизменным восхищением наблюдаем за успехами ансамбля и очень гордимся нашим партнерством, - отметила представитель стратегического партнера ансамбля им. Моисеева « Газпромбанка» (АО) Елена Фалькова.
Поставила «Танго del Plata» Лаура Роатта, которая знакома с творчеством ансамбля еще с легендарных аргентинских гастролей 1977 года. Тогда ансамбль показал 35 спектаклей в Буэнос-Айресе – рекорд этот до сих пор не побит. И Лаура, будучи выпускницей школы театра Колон (то есть классической танцовщицей), присутствовала на 27 из 35 из них. Хореограф влюблена в творчество моисеевцев, лично была знакома с маэстро и даже показывала ему подлинные движения аргентинского танго. Она много работала с такими выдающимися хореографами, как Морис Бежар, Джон Ноймайер, Марта Грэм, но, когда вернулась в Аргентину, её всё-таки больше захватило танго. Естественно, включает она в свои спектакли и элементы современного балета, но в основе все-таки классическое танго.
Впрочем, на тему танго в репертуаре ансамбля Моисеева уже есть великолепный, и, как и все моисеевские постановки, по-настоящему театральный спектакль «Вечер в таверне», который маэстро поставил ещё в 1983 году после очередных гастролей в Аргентину. «Танго del Plata» построен по похожему принципу – перед нами тоже неизменный в своей театральности спектакль, основная тема которого так же танго. Женщина, любовь, страсть — все это в полной мере присутствует в новой постановке.
Каких только видов этого танца не существует… Есть уругвайское танго, есть аргентинское. Есть даже финское. Но основное разграничение — танго социальное и танго бальное (американского и международного стиля). Аргентинское танго рассматривается как «социальное» и «аутентичное». Именно оно сейчас ближе всего к «изначальному» танго, как раз к тому, каким его танцевали там, где этот танец зародился: в Аргентине и Уругвае. И именно такое «аутентичное» танго, правда, в несколько стилизованном и модернизированном виде, и было представлено на сцене Большого театра в спектакле «Танго del Plata».
Это действительно красивый спектакль, который отлично вписался в репертуар ансамбля. Здесь нет ничего общего с бальными танцами. Как и у всех спектаклей Моисеева, здесь есть сюжет. Хореографическая картина составлена из семи танго, каждое из которых носит свое название: «Tanguerra», «Inspiration», «Flor de Lino», «Taquito militar», «Ojos negros», «Nocturna», «Buenos Aires».
Главной героиней спектакля является Винусина – мифическая богиня танго, которая наделена даром повелевать людьми (с этой партией блестяще справилась Анастасия Сорокина). Эта богиня может разъединить, а может и соединить сердца. Но при этом она женщина – одинокая, которой не чужды и любовь и ревность. Через Венусину, которая первая появляется на сцене в сопровождении своего партнера с черными как смоль кудрявыми волосами, мы и входим в мир этого спектакля, в страстный мир танго.
Все танго, станцованные в «Танго del Plata», совершенно разные. Есть здесь и вальс, есть танго страсти, есть даже танго «Nocturna», где с одной женщиной (Алсу Гайфуллина) танцуют сразу пять мужчин. При этом артисты показывают в танце именно те эмоции, которые необходимы стилю танго. Особо отметим мастерство артистов, восхитительно выступивших в дуэтах в третьем («Flor de Lino»; Юлия Шутова и Игорь Охлопков) и пятом («Ojos negros»; Анастасия Чернова и Артем Анисимов) танго.
«Танго del Plata» потому так органично вписался в репертуар ансамбля, что соответствует базовым принципам моисеевской эстетики: настоящее театральное зрелище, основанное на подлинном этническом материале, подвергнутом эстетической обработке. Настоящие моисеевские номера, которые остаются основой репертуара коллектива и являются общепризнанными шедеврами хореографического искусства, построены на четкой структуре классического танца, а движения, которые Моисеев использовал при постановке своих вроде бы народных номеров, почерпнуты из классического лексикона.
Десять шедевров хореографа Игоря Моисеева были включены в программу концерта, который по традиции открыл русский танец «Лето», давно ставший визитной карточкой коллектива. Показанные здесь «Калмыкский танец», «Сицилийская тарантелла», «Памирский танец», венесуэльский танец «Хоропо», танец аргентинских пастухов «Гаучо» и восхитительная сюита греческих танцев «Сиртаки» – не этнографические народные танцы, а их обработка, отлично и с большим вкусом сделанная маэстро стилизация.
Все эти танцевальные номера имеют внутреннюю логику и создают атмосферу веселого праздника. О чем они? О радости жизни, переполняющей сердце человека, и от избытка чувств, рвущихся наружу, в танец.
Но один из номеров резко выбивается из общей счастливой атмосферы. Его и номером-то назвать язык не повернется – перед нами 6-минутный мини-спектакль, насыщенный трагедией и страстями, в который Игорь Моисеев с невероятным лаконизмом и мастерством сумел вместить всю новеллу Проспера Мериме «Кармен». Хореография мастера поразила зрителей выписанностью характеров, завершенностью режиссуры, захватила своею выстроенностью и правдивостью чувств, а также удачно подобранной музыкой Пабло де Луны, которая прекрасно передает весь драматизм разворачивающейся перед зрителем истории, врезается в память «намертво» и уже не отпускает. А характер, созданный в этой коротенькой танц-пьесе исполнителем роли Хосе Артемом Анисимовым, замечательно показавшимся во время концерта во многих танцевальных номерах, заставляет говорить о танцовщике, как о новом лидере коллектива.
Во всё время концерта все артисты ансамбля работают с такой отдачей, выплескивают в зал такое количество адреналина, что равнодушных просто не остается. Зрителей накрывает мощной энергетической волной, идущей со сцены, и сопротивляться ей практически невозможно. Их буквально выкидывает из своих кресел… «Браво!», «Спасибо!» – кричат они в порыве благодарности артистам после каждого номера …
А от оставленного «на закуску» и показанного в качестве финального номера «Яблочко», лихо исполненного 36 моисеевскими танцовщиками, – крышу сносит буквально у всех: от домохозяек до жен президентов (жена экс-президента США Мишель Обама, как-то посетившая концерт ансамбля, – типичный тому пример). Финал, когда одетые в парадную морскую форму и бескозырки 32 отборных красавца, положив руки друг другу на плечи, отплясывают «Яблочко», а затем, разделившись на две линии, изображают волны, производит огромное впечатление, каждый раз взрывая зрительный зал и вызывая у публики неподдельную бурю восторга. Ведь моисеевцы – это особый народ, c фантастической позитивной энергетикой, которой пронизано все творчество основателя ансамбля – Игоря Моисеева, человека, который всю свою долгую жизнь дарил людям мир, любовь и добро.
12+
Павел Ященков
На Новой сцене Большого театра прошли концерты Государственного академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева. Хореографическая картина «Танго del Plata», показанная на этих выступлениях, - это первый полноценный спектакль, который «Балет Игоря Моисеева» сделал после ухода из жизни своего основателя. Концерты эти знаменательны еще и тем, что в этом году отмечает 50-летие своей творческой деятельности художественный руководитель и директор ансамбля Моисеева Елена Александровна Щербакова. В 1969 году 1 июня пришла она в коллектив, после окончания хореографического училища при Большом театр, и начала работать как артистка балета, а с 1994 года, после окончания своей творческой карьеры, по просьбе Игоря Моисеева стала директором ансамбля, и вот уже ровно 25 лет занимает этот пост. - Ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева демонстрирует не только традиционное безупречное мастерство, но и стремление к развитию, покорению новых творческих рубежей. Под руководством неутомимой Елены Щербаковой прославленный коллектив в 2018 году осуществил новые постановки, триумфально провел гастроли во многих странах, от Италии до Монголии. Мы в «Газпромбанке» с неизменным восхищением наблюдаем за успехами ансамбля и очень гордимся нашим партнерством, - отметила представитель стратегического партнера ансамбля им. Моисеева « Газпромбанка» (АО) Елена Фалькова. Поставила «Танго del Plata» Лаура Роатта, которая знакома с творчеством ансамбля еще с легендарных аргентинских гастролей 1977 года. Тогда ансамбль показал 35 спектаклей в Буэнос-Айресе – рекорд этот до сих пор не побит. И Лаура, будучи выпускницей школы театра Колон (то есть классической танцовщицей), присутствовала на 27 из 35 из них. Хореограф влюблена в творчество моисеевцев, лично была знакома с маэстро и даже показывала ему подлинные движения аргентинского танго. Она много работала с такими выдающимися хореографами, как Морис Бежар, Джон Ноймайер, Марта Грэм, но, когда вернулась в Аргентину, её всё-таки больше захватило танго. Естественно, включает она в свои спектакли и элементы современного балета, но в основе все-таки классическое танго. Впрочем, на тему танго в репертуаре ансамбля Моисеева уже есть великолепный, и, как и все моисеевские постановки, по-настоящему театральный спектакль «Вечер в таверне», который маэстро поставил ещё в 1983 году после очередных гастролей в Аргентину. «Танго del Plata» построен по похожему принципу – перед нами тоже неизменный в своей театральности спектакль, основная тема которого так же танго. Женщина, любовь, страсть — все это в полной мере присутствует в новой постановке. Каких только видов этого танца не существует… Есть уругвайское танго, есть аргентинское. Есть даже финское. Но основное разграничение — танго социальное и танго бальное (американского и международного стиля). Аргентинское танго рассматривается как «социальное» и «аутентичное». Именно оно сейчас ближе всего к «изначальному» танго, как раз к тому, каким его танцевали там, где этот танец зародился: в Аргентине и Уругвае. И именно такое «аутентичное» танго, правда, в несколько стилизованном и модернизированном виде, и было представлено на сцене Большого театра в спектакле «Танго del Plata». Это действительно красивый спектакль, который отлично вписался в репертуар ансамбля. Здесь нет ничего общего с бальными танцами. Как и у всех спектаклей Моисеева, здесь есть сюжет. Хореографическая картина составлена из семи танго, каждое из которых носит свое название: «Tanguerra», «Inspiration», «Flor de Lino», «Taquito militar», «Ojos negros», «Nocturna», «Buenos Aires». Главной героиней спектакля является Винусина – мифическая богиня танго, которая наделена даром повелевать людьми (с этой партией блестяще справилась Анастасия Сорокина). Эта богиня может разъединить, а может и соединить сердца. Но при этом она женщина – одинокая, которой не чужды и любовь и ревность. Через Венусину, которая первая появляется на сцене в сопровождении своего партнера с черными как смоль кудрявыми волосами, мы и входим в мир этого спектакля, в страстный мир танго. Все танго, станцованные в «Танго del Plata», совершенно разные. Есть здесь и вальс, есть танго страсти, есть даже танго «Nocturna», где с одной женщиной (Алсу Гайфуллина) танцуют сразу пять мужчин. При этом артисты показывают в танце именно те эмоции, которые необходимы стилю танго. Особо отметим мастерство артистов, восхитительно выступивших в дуэтах в третьем («Flor de Lino»; Юлия Шутова и Игорь Охлопков) и пятом («Ojos negros»; Анастасия Чернова и Артем Анисимов) танго. «Танго del Plata» потому так органично вписался в репертуар ансамбля, что соответствует базовым принципам моисеевской эстетики: настоящее театральное зрелище, основанное на подлинном этническом материале, подвергнутом эстетической обработке. Настоящие моисеевские номера, которые остаются основой репертуара коллектива и являются общепризнанными шедеврами хореографического искусства, построены на четкой структуре классического танца, а движения, которые Моисеев использовал при постановке своих вроде бы народных номеров, почерпнуты из классического лексикона. Десять шедевров хореографа Игоря Моисеева были включены в программу концерта, который по традиции открыл русский танец «Лето», давно ставший визитной карточкой коллектива. Показанные здесь «Калмыкский танец», «Сицилийская тарантелла», «Памирский танец», венесуэльский танец «Хоропо», танец аргентинских пастухов «Гаучо» и восхитительная сюита греческих танцев «Сиртаки» – не этнографические народные танцы, а их обработка, отлично и с большим вкусом сделанная маэстро стилизация. Все эти танцевальные номера имеют внутреннюю логику и создают атмосферу веселого праздника. О чем они? О радости жизни, переполняющей сердце человека, и от избытка чувств, рвущихся наружу, в танец. Но один из номеров резко выбивается из общей счастливой атмосферы. Его и номером-то назвать язык не повернется – перед нами 6-минутный мини-спектакль, насыщенный трагедией и страстями, в который Игорь Моисеев с невероятным лаконизмом и мастерством сумел вместить всю новеллу Проспера Мериме «Кармен». Хореография мастера поразила зрителей выписанностью характеров, завершенностью режиссуры, захватила своею выстроенностью и правдивостью чувств, а также удачно подобранной музыкой Пабло де Луны, которая прекрасно передает весь драматизм разворачивающейся перед зрителем истории, врезается в память «намертво» и уже не отпускает. А характер, созданный в этой коротенькой танц-пьесе исполнителем роли Хосе Артемом Анисимовым, замечательно показавшимся во время концерта во многих танцевальных номерах, заставляет говорить о танцовщике, как о новом лидере коллектива. Во всё время концерта все артисты ансамбля работают с такой отдачей, выплескивают в зал такое количество адреналина, что равнодушных просто не остается. Зрителей накрывает мощной энергетической волной, идущей со сцены, и сопротивляться ей практически невозможно. Их буквально выкидывает из своих кресел… «Браво!», «Спасибо!» – кричат они в порыве благодарности артистам после каждого номера … А от оставленного «на закуску» и показанного в качестве финального номера «Яблочко», лихо исполненного 36 моисеевскими танцовщиками, – крышу сносит буквально у всех: от домохозяек до жен президентов (жена экс-президента США Мишель Обама, как-то посетившая концерт ансамбля, – типичный тому пример). Финал, когда одетые в парадную морскую форму и бескозырки 32 отборных красавца, положив руки друг другу на плечи, отплясывают «Яблочко», а затем, разделившись на две линии, изображают волны, производит огромное впечатление, каждый раз взрывая зрительный зал и вызывая у публики неподдельную бурю восторга. Ведь моисеевцы – это особый народ, c фантастической позитивной энергетикой, которой пронизано все творчество основателя ансамбля – Игоря Моисеева, человека, который всю свою долгую жизнь дарил людям мир, любовь и добро. 12 Павел Ященков