В холле «Московского комсомольца» прошла церемония открытия мемориальной доски Осипу Мандельштаму. Великий поэт работал в нашей газете с 1929 по 1930 год. Здесь он вел «Литературную страницу» и привлекал к сотрудничеству молодых талантливых авторов.
фото: Геннадий ЧеркасовМинуя проходную «МК» и ожидая подходящего лифта, невозможно не обратить внимание на памятные доски, расположенные на большой стене. На них имена журналистов, писателей, поэтов, сотрудничавших в газете за всю её почти столетнюю историю. Теперь среди этих имен — Осип Мандельштам. Вот почему сегодня здесь непривычно многолюдно. Выразить Мандельштаму свою любовь пришли не только наши корреспонденты, фотографы и операторы, но и молодые таланты из Московского театра Поэтов, под руководством Влада Маленко, и представители Мандельштамовского общества. Теплые слова прозвучали и от первого секретаря Союза журналистов Москвы Людмилы Щербина. Открыл же торжественную церемонию главный редактор «МК» Павел Гусев.
- Для нас сегодняшний день важная веха. Ещё недавно мы открывали мемориальную доску Михаилу Шолохову, который все свои первые произведения напчетал в нашей газете. Вообще же, можо назвать десятки имен выдающихся авторов, которые сделали свои первые шаги здесь. Потому мы и приняли решение увековечить память Осипа Мандельштама — великого русского поэта, который также работал в «Московском комсомольце».
Документальное потверждение этого этапа жизни и творчества великого поэта сохранилось на уникальной фотографии 1929 года, запечатлевшей Мандельштама в окружении редакции «МК». Исторический снимок вручил Гусеву глава Мандельштамовского общества Павел Нерлер. Он и рассказал историю пребывания поэта в «Московском комсомольце», который помог ему найти постоянную работу в непростых условиях советской действительности. Одним из ярких отражений той поры стало стихотворение «Квартира тиха как бумага...», которое Нерлер и прочёл.
Квартира тиха, как бумага,
Пустая, без всяких затей,
И слышно, как булькает влага
По трубам внутри батарей.
Имущество в полном порядке,
Лягушкой застыл телефон,
Видавшие виды манатки
На улицу просятся вон.
А стены проклятые тонки,
И некуда больше бежать,
И я как дурак на гребёнке
Обязан кому-то играть.
Наглей комсомольской ячейки
И вузовской песни бойчей,
Присевших на школьной скамейке
Учить щебетать палачей.
Пайковые книги читаю,
Пеньковые речи ловлю
И грозные баюшки-баю
Колхозному баю пою.
Какой-нибудь изобразитель,
Чесатель колхозного льна,
Чернила и крови смеситель,
Достоин такого рожна.
Какой-нибудь честный предатель,
Проваренный в чистках, как соль,
Жены и детей содержатель,
Такую ухлопает моль.
И столько мучительной злости
Таит в себе каждый намёк,
Как будто вколачивал гвозди
Некрасова здесь молоток.
Давай же с тобой, как на плахе,
За семьдесят лет начинать -
Тебе, старику и неряхе,
Пора сапогами стучать.
И вместо ключа Ипокрены
Давнишнего страха струя
Ворвётся в халтурные стены
Московского злого жилья.
Поэтическую часть продолжили представители Московского театра Поэтов: Вероника Эйдлин, Анна Чепенко и Арина Чеканова прочти как свои стихи, так и шедевры мандельштамовской лирики: «Бессоница. Гомер. Тугие паруса..», «За гремучую доблесть грядущих веков..», «Скрипачка». Удивительно насколько современно звучат эти гениальные стихи, наполненные невероятной метафоричностью и музыкой. С ними будто вступают в диалог творених самих юных поэтов, навеянных вечными строчками.
Арина Чеканова
Бессонница
Бессонница, Гомер, прочитанный билет...
Ловлю забытый сон сквозь голубые перья.
Подаренный ловец творит одно движение,
И голова летит на первобытный свет.
Вмиг ставшая слепой, касаюсь паутины.
По ниточкам бегу под звездною рваниной,
Чтоб сблизиться с родной тринадцатой квартирой,
Как изгнанный Эдип, найти свои Афины.
Бессонница, метро и очереди в Дикси.
Я вспомню Новый год, купив два мандарина.
А дальше из зимы и давки магазина
Меня несут к тебе одни и те же мысли.-
Объятие души!-
мне большего не надо.
Сильней всего слова и музыка от боли.
Как роща Эвменид-подъезд, за дверью- воля.
И странная любовь на выходе из сада.
Бессонница, Гомер, прочитанный билет...
Ловлю забытый сон сквозь голубые перья.
Подаренный ловец творит одно движение,
И голова летит на первобытный свет.
Антон Кобец
Бог обитает в Кремле,
Русский Бог, получивший гражданство.
Пусть поэты, болтаясь в петле,
Прекращают борьбу и жеманство.
Русский бог обожает стрелять,
Он всегда попадает в мишени,
Так хоронит Есенина мать,
А Цветаеву ждут унижения.
Русский бог почему то грузин,
Он впечатался в Русь как штамп,
Он убийца и список длин,
Сохрани же их прах Мандельштам.
Мандельштам один из моих любимых поэтов — говорит Кобец корреспонденту «МК — мне близка его метафорика и скрытая страсть. Его сложный язык ближе мне, чем более простая поэтика. Поэтому для меня очень ответственно и радостно было поучаствовать в открытии мемориальной доски Мандельштаму.
В свою очередь Анна Чепенко вспомнила, что когда-то училась на художника по костюмам и им дали задание стилизации съёмки под поэтов Серебряного века и ей достался Мандельштам. «Я сначала расстроилась, потому что хотела изображать Цветаеву или Маяковского, а потом погрузилась в творчество Мандельштама и нашла в нем огромную поддержку для читателя, для веры, борьбы и правды. С тех пор, он для меня проводник в настоящей поэзии».
Арина Чеканова сравнила стихи Мандельштама с мёдом. «У него есть строчки: «Возьми на радость из моих ладоней, / Немного солнца и немного меда...». Помню, когда в детской театральной студии мы читали Мандельштама. Это было для меня как первая любовь. Ощущение этого мёда, золотой осени, когда свершается что-то яркое и прекрасное».
Память об Осипе Мандельштаме найдёт отражение и в книге, которая будет посвящена столетию «МК», празднуемого в этом году.
Смотрите видео по теме: «В редакции "МК" открыли памятную доску Осипу Мандельштаму» 01:52
Александр Трегубов
В холле «Московского комсомольца» прошла церемония открытия мемориальной доски Осипу Мандельштаму. Великий поэт работал в нашей газете с 1929 по 1930 год. Здесь он вел «Литературную страницу» и привлекал к сотрудничеству молодых талантливых авторов. фото: Геннадий Черкасов Минуя проходную «МК» и ожидая подходящего лифта, невозможно не обратить внимание на памятные доски, расположенные на большой стене. На них имена журналистов, писателей, поэтов, сотрудничавших в газете за всю её почти столетнюю историю. Теперь среди этих имен — Осип Мандельштам. Вот почему сегодня здесь непривычно многолюдно. Выразить Мандельштаму свою любовь пришли не только наши корреспонденты, фотографы и операторы, но и молодые таланты из Московского театра Поэтов, под руководством Влада Маленко, и представители Мандельштамовского общества. Теплые слова прозвучали и от первого секретаря Союза журналистов Москвы Людмилы Щербина. Открыл же торжественную церемонию главный редактор «МК» Павел Гусев. - Для нас сегодняшний день важная веха. Ещё недавно мы открывали мемориальную доску Михаилу Шолохову, который все свои первые произведения напчетал в нашей газете. Вообще же, можо назвать десятки имен выдающихся авторов, которые сделали свои первые шаги здесь. Потому мы и приняли решение увековечить память Осипа Мандельштама — великого русского поэта, который также работал в «Московском комсомольце». Документальное потверждение этого этапа жизни и творчества великого поэта сохранилось на уникальной фотографии 1929 года, запечатлевшей Мандельштама в окружении редакции «МК». Исторический снимок вручил Гусеву глава Мандельштамовского общества Павел Нерлер. Он и рассказал историю пребывания поэта в «Московском комсомольце», который помог ему найти постоянную работу в непростых условиях советской действительности. Одним из ярких отражений той поры стало стихотворение «Квартира тиха как бумага.», которое Нерлер и прочёл. Квартира тиха, как бумага, Пустая, без всяких затей, И слышно, как булькает влага По трубам внутри батарей. Имущество в полном порядке, Лягушкой застыл телефон, Видавшие виды манатки На улицу просятся вон. А стены проклятые тонки, И некуда больше бежать, И я как дурак на гребёнке Обязан кому-то играть. Наглей комсомольской ячейки И вузовской песни бойчей, Присевших на школьной скамейке Учить щебетать палачей. Пайковые книги читаю, Пеньковые речи ловлю И грозные баюшки-баю Колхозному баю пою. Какой-нибудь изобразитель, Чесатель колхозного льна, Чернила и крови смеситель, Достоин такого рожна. Какой-нибудь честный предатель, Проваренный в чистках, как соль, Жены и детей содержатель, Такую ухлопает моль. И столько мучительной злости Таит в себе каждый намёк, Как будто вколачивал гвозди Некрасова здесь молоток. Давай же с тобой, как на плахе, За семьдесят лет начинать - Тебе, старику и неряхе, Пора сапогами стучать. И вместо ключа Ипокрены Давнишнего страха струя Ворвётся в халтурные стены Московского злого жилья. Поэтическую часть продолжили представители Московского театра Поэтов: Вероника Эйдлин, Анна Чепенко и Арина Чеканова прочти как свои стихи, так и шедевры мандельштамовской лирики: «Бессоница. Гомер. Тугие паруса», «За гремучую доблесть грядущих веков», «Скрипачка». Удивительно насколько современно звучат эти гениальные стихи, наполненные невероятной метафоричностью и музыкой. С ними будто вступают в диалог творених самих юных поэтов, навеянных вечными строчками. Арина Чеканова Бессонница Бессонница, Гомер, прочитанный билет. Ловлю забытый сон сквозь голубые перья. Подаренный ловец творит одно движение, И голова летит на первобытный свет. Вмиг ставшая слепой, касаюсь паутины. По ниточкам бегу под звездною рваниной, Чтоб сблизиться с родной тринадцатой квартирой, Как изгнанный Эдип, найти свои Афины. Бессонница, метро и очереди в Дикси. Я вспомню Новый год, купив два мандарина. А дальше из зимы и давки магазина Меня несут к тебе одни и те же мысли.- Объятие души!- мне большего не надо. Сильней всего слова и музыка от боли. Как роща Эвменид-подъезд, за дверью- воля. И странная любовь на выходе из сада. Бессонница, Гомер, прочитанный билет. Ловлю забытый сон сквозь голубые перья. Подаренный ловец творит одно движение, И голова летит на первобытный свет. Антон Кобец Бог обитает в Кремле, Русский Бог, получивший гражданство. Пусть поэты, болтаясь в петле, Прекращают борьбу и жеманство. Русский бог обожает стрелять, Он всегда попадает в мишени, Так хоронит Есенина мать, А Цветаеву ждут унижения. Русский бог почему то грузин, Он впечатался в Русь как штамп, Он убийца и список длин, Сохрани же их прах Мандельштам. Мандельштам один из моих любимых поэтов — говорит Кобец корреспонденту «МК — мне близка его метафорика и скрытая страсть. Его сложный язык ближе мне, чем более простая поэтика. Поэтому для меня очень ответственно и радостно было поучаствовать в открытии мемориальной доски Мандельштаму. В свою очередь Анна Чепенко вспомнила, что когда-то училась на художника по костюмам и им дали задание стилизации съёмки под поэтов Серебряного века и ей достался Мандельштам. «Я сначала расстроилась, потому что хотела изображать Цветаеву или Маяковского, а потом погрузилась в творчество Мандельштама и нашла в нем огромную поддержку для читателя, для веры, борьбы и правды. С тех пор, он для меня проводник в настоящей поэзии». Арина Чеканова сравнила стихи Мандельштама с мёдом. «У него есть строчки: «Возьми на радость из моих ладоней, / Немного солнца и немного меда.». Помню, когда в детской театральной студии мы читали Мандельштама. Это было для меня как первая любовь. Ощущение этого мёда, золотой осени, когда свершается что-то яркое и прекрасное». Память об Осипе Мандельштаме найдёт отражение и в книге, которая будет посвящена столетию «МК», празднуемого в этом году. Смотрите видео по теме: «В редакции