В московском Доме кино прошла церемония закрытия XXVI Международного фестиваля анимационных фильмов «КРОК». Его программа позволила выявить главные тренды современной анимации. В топе этого года – мультфильмы про космос, торжество пуповины и грудное молоко, а также супружеские отношения во всем своем разнообразии.
Традиционно фестиваль проходил на теплоходе. Его маршрут пролегал между Питером и Москвой с заходом в Кижи, Петрозаводск и небольшие городки на берегах рек.
В первый же день был показан один из самых ожидаемых фильмов-участников – «Он не может жить без космоса» Константина Бронзита (специальный приз жюри «за режиссуру нарратива»). К слову, предыдущая работа режиссера «Мы не можем жить без космоса» номинировалась на «Оскар» в 2016 году. Новая часть космической дилогии метафорично рассказывает о безграничной материнской любви, способной в неистовом порыве исковеркать детскую мечту и призвание. У героини рождается ребенок в скафандре. Мама старается уберечь сына от «космического притяжения». Каждый кадр, каждая сцена фильма точно, почти математически выстроены: ничего лишнего, без слов, все детали говорящие. «Очень важно, что человек, имеющий дело с гигантским пространством, космосом, может загребать траву голыми ступнями на земле и чувствовать ее. Это невероятно» - одобрительно комментировал Юрий Норштейн фильм Бронзита.
Кадр из мультфильма «Он не может жить без космоса» Константин Бронзит (Россия)- Даже странно, что своим олд-скульным нарративом еще можно кого-то удивить, - признался днем позже Константин Бронзит со сцены. – У меня есть предложение: давайте этим фильмом закроем тему космоса.
Однако тема космоса манит многих. Например, группа юных французов сняла драму «Без гравитации» - о космонавте, стремящемся к звездам, но вместо этого вынужденного работать раздатчиком попкорна в кинотеатре. А в американо-китайском фильме «Последний человек на земле сидел один в комнате» главный герой хладнокровно изучает книгу рецептов – как вкусно приготовить инопланетянина, и даже забрасывает одного раскрошенного пришельца в кастрюльку с кипятком. Так что то ли еще будет…
Немного о пуповинах в анимации. На фестивале эта физиологическая деталь оказалась если не самой частотной, то наиболее заметной метафорой – символ связи матери и ребенка. Этот намек проскальзывает и в фильме Бронзита, где абстрактной пуповиной становится то шланг от скафандра, то красный шарф, связанный заботливой мамой. Японка Кадзуки Юхара экспериментировала с VR-анимацией в своей 13-минутной дипломной работе «Аборту», пробуя погрузить зрителя в материнскую утробу и показать многовековую связь человечества через пуповину. А в украинском фильме Александра Бубнова, который так и называется - «Пуповина», мать оберегает маленького сына от опасностей, ведя его по жизни словно на поводке. Но сын растет, и его неразрывная связь с матерью становится все обременительнее. Получив диплом «за дизайн и анимацию», режиссер поблагодарил членов жюри за то, что «из всех пуповин фестиваля выбрали его».
Российский член жюри, режиссер Светлана Андрианова, в оценке конкурсной программы посетовала, что, в отличие от западных, нашим фильмам зачастую не хватает свободы и раскрепощенности. Словно услышав ее слова, организаторы пригласили на палубу специалиста: поздним-поздним вечером на корабле прошла лекция известного питерского сексолога, вызвав неподдельный интерес аниматоров. Для затравки публике показали несколько «тематических» мультфильмов. В «Большом мальчике» чудаковатая бабушка подарила внуку лет двенадцати куклу. Гендерно неподходящий подарок подростку неожиданно понравился: ведь ночью кукла ожила, превратившись в сексуальную девицу. Но на утро бабушка, опомнившись, поменяла внуку куклу на игрушечный электрический поезд – «это гораздо лучше». Упс… Аниматоры забросали сексолога вопросами – о причине ханжества государства, контролирующего пристойность кино; о возрасте, в котором приемлемо говорить с детьми о чувствах через мультфильмы; об истоках аутоэротизма, девиации и 54 разновидностях пола у людей.
Какие изменения ждут российскую анимацию после лекции, сказать сложно, но первые подвижки стали заметны сразу. На традиционном кроковском карнавале главный приз взяла группа студентов ВГИКа во главе с парнем в откровенном костюме аборигена, изящно и азартно прогарцевавшим вокруг импровизированного космического корабля из выгнутых студенческих тел. «Вот бы они так же круто кино снимали!» - мечтательно прозвучала реплика из зала.
Кадр из мультфильма «Последний человек на земле сидел один в комнате» Цзюньи Сяо (США, Китай)Изящно закольцевал тему секса в анимации последний фильм конкурсной программы режиссера Чинтис Лундгрен - «Тоомас в долине диких волков» (Эстония, Хорватия, Франция), получивший «Особый приз имени Александра Татарского «Пластилиновая ворона» - «За высший пилотаж». Это абсолютно отвязная, с пограничным юмором история молодого волка Тоомаса, чинного отца семейства, прошедшего через харрасмент начальницы и потерявшего работу. Решится ли статный и мускулистый инженер стать жиголо ради достатка своей семьи? Тем временем беременная жена Тоомаса открывает для себя мир феминисток, мужчин-рабов и учится владеть плеткой.
Приз зрительских симпатий в этом году ушел Юлии Войтовой и ее фильму «Ныряльщица». Выпускница французской школы «Падриер» расчувствовала профессиональную публику этюдом об измученной пловчихе, сотворенной вручную из мятой бумаги и подкрашенной масляной пастелью.
- Учеба в школе была интенсивная, и в какой-то момент я поняла, что очень устала, - рассказывает режиссер. - И персонаж стал моим альтер-эго. Этот метафоричный образ прыгуньи в воду мне очень нравился. Она все время прыгает - так же, как я постоянно работала. Когда уставшей помятой пловчихе понадобилась помощь, появился огромный массажист. У меня на самом деле был такой массажист – очень крупный мужчина.
Лучшим детским мультфильмом жюри назвало «Бамбышку» Эмили Пижар (Франция, Бельгия). В кадре - словно наивный карандашный рисунок ребенка, но историю можно назвать детской весьма условно. После операции по стерилизации молодая кошка начала стремительно набирать вес. Испытав все способы борьбы с лишним весом – от тренажерного зала до бандажирования желудка – Бамбышка решила принять свое тело таким, какое оно есть. «Может быть, я и толстая кошка, но какая счастливая!» - произносит умудренная опытом Бамбышка в финале.
Среди других отмеченных жюри фильмов – «Люби меня, бойся меня» Вероники Соломон (Германия) – с невероятно пластичными персонажами, меняющими представление зрителя о возможностях пластилиновой техники. В работе режиссеру помогали два хореографа, которых она снимала на камеру.
Кадр из мультфильма «Пойду за сигаретами» Осман Серфон (Франция)В категории дипломных работ лучшим фильмом признана «Нидергания» Капюсин Мюллер (Бельгия). Это честный и чувственный рассказ девушки-француженки, приехавшей в страну со странным названием. Режиссер говорит, что ей хотелось показать, как чувствует себя приезжий человек на новом месте, и эта история основана целиком на ее личном опыте, когда ей довелось провести три университетских года в Бельгии и Венгрии.
Лучший фильм среди первых профессиональных – швейцарские «Детки» Михаэля Фрая, исследовавшего психологию толпы и место каждого в ней. Лучший среди фильмов длиной до 5 минут – «Голос за кадром» режиссерского трио из Брюсселя. Их герой – Бобби, которому мешает назойливый голос в его голове. Среди фильмов категории 5-10 минут призом отмечена милая история «Последний день осени» Маржолен Перретен (Швейцария) о велосипедной гонке, которую устроили лесные зверюшки. Лучший фильм в группе 10-50 минут – «Пойду за сигаретами» Османа Серфона (Франция), несколько психоделическая картина о подростковых комплексах и прочих проблемах.
Кадр из мультфильма «Незабываемое» Брюно Колле (Франция) – Гран-при фестиваля «КРОК»И, наконец, абсолютно заслуженный Гран-при «КРОКа» - кукольный пластилиновый фильм «Незабываемое» Брюно Колле (Франция). Щемящий и трогательный, он показывает болезненное угасание пожилого художника Луиса: его память отказывает ему, знакомые образы людей и предметов вокруг рассыпаются, и даже любимая жена Мишель постепенно растворяется в пространстве. Лишь частички ее очертаний и голос едва ощущаются в пустой комнате, наполненной портретами времен молодости художника.
Мария Костюкевич
В московском Доме кино прошла церемония закрытия XXVI Международного фестиваля анимационных фильмов «КРОК». Его программа позволила выявить главные тренды современной анимации. В топе этого года – мультфильмы про космос, торжество пуповины и грудное молоко, а также супружеские отношения во всем своем разнообразии. Традиционно фестиваль проходил на теплоходе. Его маршрут пролегал между Питером и Москвой с заходом в Кижи, Петрозаводск и небольшие городки на берегах рек. В первый же день был показан один из самых ожидаемых фильмов-участников – «Он не может жить без космоса» Константина Бронзита (специальный приз жюри «за режиссуру нарратива»). К слову, предыдущая работа режиссера «Мы не можем жить без космоса» номинировалась на «Оскар» в 2016 году. Новая часть космической дилогии метафорично рассказывает о безграничной материнской любви, способной в неистовом порыве исковеркать детскую мечту и призвание. У героини рождается ребенок в скафандре. Мама старается уберечь сына от «космического притяжения». Каждый кадр, каждая сцена фильма точно, почти математически выстроены: ничего лишнего, без слов, все детали говорящие. «Очень важно, что человек, имеющий дело с гигантским пространством, космосом, может загребать траву голыми ступнями на земле и чувствовать ее. Это невероятно» - одобрительно комментировал Юрий Норштейн фильм Бронзита. Кадр из мультфильма «Он не может жить без космоса» Константин Бронзит (Россия) - Даже странно, что своим олд-скульным нарративом еще можно кого-то удивить, - признался днем позже Константин Бронзит со сцены. – У меня есть предложение: давайте этим фильмом закроем тему космоса. Однако тема космоса манит многих. Например, группа юных французов сняла драму «Без гравитации» - о космонавте, стремящемся к звездам, но вместо этого вынужденного работать раздатчиком попкорна в кинотеатре. А в американо-китайском фильме «Последний человек на земле сидел один в комнате» главный герой хладнокровно изучает книгу рецептов – как вкусно приготовить инопланетянина, и даже забрасывает одного раскрошенного пришельца в кастрюльку с кипятком. Так что то ли еще будет… Немного о пуповинах в анимации. На фестивале эта физиологическая деталь оказалась если не самой частотной, то наиболее заметной метафорой – символ связи матери и ребенка. Этот намек проскальзывает и в фильме Бронзита, где абстрактной пуповиной становится то шланг от скафандра, то красный шарф, связанный заботливой мамой. Японка Кадзуки Юхара экспериментировала с VR-анимацией в своей 13-минутной дипломной работе «Аборту», пробуя погрузить зрителя в материнскую утробу и показать многовековую связь человечества через пуповину. А в украинском фильме Александра Бубнова, который так и называется - «Пуповина», мать оберегает маленького сына от опасностей, ведя его по жизни словно на поводке. Но сын растет, и его неразрывная связь с матерью становится все обременительнее. Получив диплом «за дизайн и анимацию», режиссер поблагодарил членов жюри за то, что «из всех пуповин фестиваля выбрали его». Российский член жюри, режиссер Светлана Андрианова, в оценке конкурсной программы посетовала, что, в отличие от западных, нашим фильмам зачастую не хватает свободы и раскрепощенности. Словно услышав ее слова, организаторы пригласили на палубу специалиста: поздним-поздним вечером на корабле прошла лекция известного питерского сексолога, вызвав неподдельный интерес аниматоров. Для затравки публике показали несколько «тематических» мультфильмов. В «Большом мальчике» чудаковатая бабушка подарила внуку лет двенадцати куклу. Гендерно неподходящий подарок подростку неожиданно понравился: ведь ночью кукла ожила, превратившись в сексуальную девицу. Но на утро бабушка, опомнившись, поменяла внуку куклу на игрушечный электрический поезд – «это гораздо лучше». Упс… Аниматоры забросали сексолога вопросами – о причине ханжества государства, контролирующего пристойность кино; о возрасте, в котором приемлемо говорить с детьми о чувствах через мультфильмы; об истоках аутоэротизма, девиации и 54 разновидностях пола у людей. Какие изменения ждут российскую анимацию после лекции, сказать сложно, но первые подвижки стали заметны сразу. На традиционном кроковском карнавале главный приз взяла группа студентов ВГИКа во главе с парнем в откровенном костюме аборигена, изящно и азартно прогарцевавшим вокруг импровизированного космического корабля из выгнутых студенческих тел. «Вот бы они так же круто кино снимали!» - мечтательно прозвучала реплика из зала. Кадр из мультфильма «Последний человек на земле сидел один в комнате» Цзюньи Сяо (США, Китай) Изящно закольцевал тему секса в анимации последний фильм конкурсной программы режиссера Чинтис Лундгрен - «Тоомас в долине диких волков» (Эстония, Хорватия, Франция), получивший «Особый приз имени Александра Татарского «Пластилиновая ворона» - «За высший пилотаж». Это абсолютно отвязная, с пограничным юмором история молодого волка Тоомаса, чинного отца семейства, прошедшего через харрасмент начальницы и потерявшего работу. Решится ли статный и мускулистый инженер стать жиголо ради достатка своей семьи? Тем временем беременная жена Тоомаса открывает для себя мир феминисток, мужчин-рабов и учится владеть плеткой. Приз зрительских симпатий в этом году ушел Юлии Войтовой и ее фильму «Ныряльщица». Выпускница французской школы «Падриер» расчувствовала профессиональную публику этюдом об измученной пловчихе, сотворенной вручную из мятой бумаги и подкрашенной масляной пастелью. - Учеба в школе была интенсивная, и в какой-то момент я поняла, что очень устала, - рассказывает режиссер. - И персонаж стал моим альтер-эго. Этот метафоричный образ прыгуньи в воду мне очень нравился. Она все время прыгает - так же, как я постоянно работала. Когда уставшей помятой пловчихе понадобилась помощь, появился огромный массажист. У меня на самом деле был такой массажист – очень крупный мужчина. Лучшим детским мультфильмом жюри назвало «Бамбышку» Эмили Пижар (Франция, Бельгия). В кадре - словно наивный карандашный рисунок ребенка, но историю можно назвать детской весьма условно. После операции по стерилизации молодая кошка начала стремительно набирать вес. Испытав все способы борьбы с лишним весом – от тренажерного зала до бандажирования желудка – Бамбышка решила принять свое тело таким, какое оно есть. «Может быть, я и толстая кошка, но какая счастливая!» - произносит умудренная опытом Бамбышка в финале. Среди других отмеченных жюри фильмов – «Люби меня, бойся меня» Вероники Соломон (Германия) – с невероятно пластичными персонажами, меняющими представление зрителя о возможностях пластилиновой техники. В работе режиссеру помогали два хореографа, которых она снимала на камеру. Кадр из мультфильма «Пойду за сигаретами» Осман Серфон (Франция) В категории дипломных работ лучшим фильмом признана «Нидергания» Капюсин Мюллер (Бельгия). Это честный и чувственный рассказ девушки-француженки, приехавшей в страну со странным названием. Режиссер говорит, что ей хотелось показать, как чувствует себя приезжий человек на новом месте, и эта история основана целиком на ее личном опыте, когда ей довелось провести три университетских года в Бельгии и Венгрии. Лучший фильм среди первых профессиональных – швейцарские «Детки» Михаэля Фрая, исследовавшего психологию толпы и место каждого в ней. Лучший среди фильмов длиной до 5 минут – «Голос за кадром» режиссерского трио из Брюсселя. Их герой – Бобби, которому мешает назойливый голос в его голове. Среди фильмов категории 5-10 минут призом отмечена милая история «Последний день осени» Маржолен Перретен (Швейцария) о велосипедной гонке, которую устроили лесные зверюшки. Лучший фильм в группе 10-50 минут – «Пойду за сигаретами» Османа Серфона (Франция), несколько психоделическая картина о подростковых комплексах и прочих проблемах. Кадр из мультфильма «Незабываемое» Брюно Колле (Франция) – Гран-при фестиваля «КРОК» И, наконец, абсолютно заслуженный Гран-при «КРОКа» - кукольный пластилиновый фильм «Незабываемое» Брюно Колле (Франция). Щемящий и трогательный, он показывает болезненное угасание пожилого художника Луиса: его память отказывает ему, знакомые образы людей и предметов вокруг рассыпаются, и даже любимая жена Мишель постепенно растворяется в пространстве. Лишь частички ее очертаний и голос едва ощущаются в пустой комнате, наполненной портретами времен молодости художника. Мария Костюкевич