98 лет назад родился один из реформаторов российского театра. Специально ко дню рождения мастера в атриуме государственного музея А.С. Пушкина прошел вечер памяти Юрия Любимого. Со сцены звучала программа «От Ромео до Живаго», созданная фондом Юрия Петровича уже после смерти мастера. Этот вечер – таинство взаимоотношений двух гениев: Бориса Пастернака и Юрия Любимова, рассказанная не только учениками последнего, но и голосом самого театрального гения благодаря множеству сохранившихся аудиозаписей.
фото: Михаил КовалевСлово и музыка – два важнейших элемента театрального действа. Юрий Петрович прекрасно знал это и использовал в своих спектаклях «Гамлет», «Фауст», «Хроники», «Живаго (Доктор)». Сейчас «великого и ужасного» Мастера с Таганки с нами нет, но остались его бессмертные творения, каждое из которых достойно отдельного детального изучения.
Тема возникла неслучайно. В 1954 году, тогда молодой еще актер, Юрий Любимов впервые побывал в доме Пастернака, услышал, как поэт читает свои стихи, прозу (это было «Детство Люверс») – и потом всю жизнь вспоминал, как повлияло на него услышанное. Похоже, именно эта встреча во многом предопределила и будущий уход в режиссуру, и создание Любимовым поэтического метафорического театра. «Я очень люблю слушать, как поэты сами читают, и редко люблю слушать актеров. Потому что когда читает поэт, я чувствую его мир, его ритм, как это создается все…» – так говорил Любимов.
Путь к сцене, где вот-вот должна начаться программа, лежит через холл. Специально для этого вечера в атриуме проходит выставка работ скульптора Леонида Баранова. Художник и режиссер долгие годы дружили и плодотворно работали над сценическим оформлением постановок Любимова. Например, многие зрители вспомнит скульптурные маски А.С. Пушкина для спектакля «Евгений Онегин» и золотого коня для Любимовского «Театрального романа».
Еще в далеком 1996 году в театре на Таганке по инициативе Юрия Петровича прошла выставка Баранова «Только Достоевский» к премьере спектакля «Подросток», а 2000-2011 годы в фойе Таганки постоянно экспонировался цикл скульптор «Пушкин», приуроченный к премьере спектакля «Евгений Онегин».
Эта выставка показывает лишь часть скульптур, зато многие из них были подарены Барановым Юрию Петровичу и специально для вечера привезены из коллекции Каталин Любимовой.
Зал быстро наполняется людьми. К слову, многие вечера из цикла «Код Любимова» проходят с аншлагом. Они бесплатны для посетителей и носят не только просветительский характер, но и благотворительный. Шепот гостей в миг затихает от громогласного голоса мастера. Его узнаваемый тембр разносится по сцене стихами поэтического гения Бориса Пастернака. Чувство, что вот-вот сам Любимов взойдет на помост и продолжит читать стихотворения уже в лучах прожектора. Но это лишь запись. Зато в ее уникальности не приходится сомневаться.
Вдова режиссера Каталин Любимова не просто сохранила их для потомков и поделилась с почитателями таланта режиссера, но и сделала их ключевым подарком для лауреатов премии Любимова, которую также учредил фонд.
Текст то и дело сменяется музыкой в исполнении Ансамбля Дмитрия Покровского. Еще одного близкого друга мастера. Коллектив признается, что однажды Юрий Петрович буквально спас ансамбль от распада, и их дружба не измеряется годами.
На сцене стоит экран и через проектор зритель вновь возвращается на десятилетия назад, в стены знаменитой Таганки, где должен начаться Любимовский «Гамлет», «Фауст», «Живаго (Доктор)». В то же время воспоминания Юрия Петровича о работе над постановками зачитывает Денис Баландин, актер РАМТа.
Снова текст передает место на авансцене музыке, и молодая скрипачка Виктория Тульская играет любимые произведения знаменитого режиссера. Поддерживает прочную связь гения с молодыми поколениями ученица Любимова Дарья Денисенко. В 2006 году она закончила его курс в ГИТИСе, а после играла в спектаклях «Фауст» и «Живаго (Доктор)». А сейчас стоит на сцене без своего учителя и с улыбкой вспоминает о счастье совместной работы.
«От Ромео до Живаго» проходит уже во второй раз. Первый вечер прошел 25 мая в доме-музее Бориса Пастернака.
Иветта Невинная
98 лет назад родился один из реформаторов российского театра. Специально ко дню рождения мастера в атриуме государственного музея А.С. Пушкина прошел вечер памяти Юрия Любимого. Со сцены звучала программа «От Ромео до Живаго», созданная фондом Юрия Петровича уже после смерти мастера. Этот вечер – таинство взаимоотношений двух гениев: Бориса Пастернака и Юрия Любимова, рассказанная не только учениками последнего, но и голосом самого театрального гения благодаря множеству сохранившихся аудиозаписей. фото: Михаил Ковалев Слово и музыка – два важнейших элемента театрального действа. Юрий Петрович прекрасно знал это и использовал в своих спектаклях «Гамлет», «Фауст», «Хроники», «Живаго (Доктор)». Сейчас «великого и ужасного» Мастера с Таганки с нами нет, но остались его бессмертные творения, каждое из которых достойно отдельного детального изучения. Тема возникла неслучайно. В 1954 году, тогда молодой еще актер, Юрий Любимов впервые побывал в доме Пастернака, услышал, как поэт читает свои стихи, прозу (это было «Детство Люверс») – и потом всю жизнь вспоминал, как повлияло на него услышанное. Похоже, именно эта встреча во многом предопределила и будущий уход в режиссуру, и создание Любимовым поэтического метафорического театра. «Я очень люблю слушать, как поэты сами читают, и редко люблю слушать актеров. Потому что когда читает поэт, я чувствую его мир, его ритм, как это создается все…» – так говорил Любимов. Путь к сцене, где вот-вот должна начаться программа, лежит через холл. Специально для этого вечера в атриуме проходит выставка работ скульптора Леонида Баранова. Художник и режиссер долгие годы дружили и плодотворно работали над сценическим оформлением постановок Любимова. Например, многие зрители вспомнит скульптурные маски А.С. Пушкина для спектакля «Евгений Онегин» и золотого коня для Любимовского «Театрального романа». Еще в далеком 1996 году в театре на Таганке по инициативе Юрия Петровича прошла выставка Баранова «Только Достоевский» к премьере спектакля «Подросток», а 2000-2011 годы в фойе Таганки постоянно экспонировался цикл скульптор «Пушкин», приуроченный к премьере спектакля «Евгений Онегин». Эта выставка показывает лишь часть скульптур, зато многие из них были подарены Барановым Юрию Петровичу и специально для вечера привезены из коллекции Каталин Любимовой. Зал быстро наполняется людьми. К слову, многие вечера из цикла «Код Любимова» проходят с аншлагом. Они бесплатны для посетителей и носят не только просветительский характер, но и благотворительный. Шепот гостей в миг затихает от громогласного голоса мастера. Его узнаваемый тембр разносится по сцене стихами поэтического гения Бориса Пастернака. Чувство, что вот-вот сам Любимов взойдет на помост и продолжит читать стихотворения уже в лучах прожектора. Но это лишь запись. Зато в ее уникальности не приходится сомневаться. Вдова режиссера Каталин Любимова не просто сохранила их для потомков и поделилась с почитателями таланта режиссера, но и сделала их ключевым подарком для лауреатов премии Любимова, которую также учредил фонд. Текст то и дело сменяется музыкой в исполнении Ансамбля Дмитрия Покровского. Еще одного близкого друга мастера. Коллектив признается, что однажды Юрий Петрович буквально спас ансамбль от распада, и их дружба не измеряется годами. На сцене стоит экран и через проектор зритель вновь возвращается на десятилетия назад, в стены знаменитой Таганки, где должен начаться Любимовский «Гамлет», «Фауст», «Живаго (Доктор)». В то же время воспоминания Юрия Петровича о работе над постановками зачитывает Денис Баландин, актер РАМТа. Снова текст передает место на авансцене музыке, и молодая скрипачка Виктория Тульская играет любимые произведения знаменитого режиссера. Поддерживает прочную связь гения с молодыми поколениями ученица Любимова Дарья Денисенко. В 2006 году она закончила его курс в ГИТИСе, а после играла в спектаклях «Фауст» и «Живаго (Доктор)». А сейчас стоит на сцене без своего учителя и с улыбкой вспоминает о счастье совместной работы. «От Ромео до Живаго» проходит уже во второй раз. Первый вечер прошел 25 мая в доме-музее Бориса Пастернака. Иветта Невинная