Музей Тропинина рассказал, как женщины отвоевывали место в русском искусстве позапрошлого века. Каждая образованная барышня в середине XIX века умела танцевать, вышивать, а если рисовать, то цветочки. Ведь «быть серьезным художником» считалось мужским делом. Выставка «Усадебный альбом. Мария Поленова. Василий Тропинин» к 175-летию В.Д.Поленова знакомит с именем, опровергающим эти традиции. Мария Поленова — портретист, детский писатель, мама пятерых детей, один из которых и стал Василием Поленовым.
Почему кураторы решили выстроить диалог между работами Марии Поленовой, Василия Тропинина и художниками их времени? Корреспондент «МК» передает с вернисажа.
Девочка в белом платочке, мальчик, надевающий лапти, девушка-украинка, собирающая сливы, — все это сюжетное бытописание, приметы времени. На выставке работы Марии Поленовой вступают в диалог с отнюдь не парадными портретами учителя Поленовой Константина Молдавского, с полотнами Аполлона Мокрицкого, а также с творчеством «художника поневоле» с инженерным образованием Модеста Резвого, портретиста Василия Тропинина.
Два лирических пейзажа Василия Поленова «Осень. Ока» и «Палестинский дворик в солнечный день» хранились в фондах музея В.А.Тропинина, а сейчас впервые представлены публике. Осенний этюд автор писал с высокой точки над Окой, где сегодня стоит главный дом его знаменитой усадьбы. «Палестинский дворик в солнечный день» — работа из евангельского цикла художника. Образ Святой земли и творческие искания художника, не раз совершавшего паломничество на Восток, были подготовкой к созданию его шедевра «Христос и грешница», ныне хранящийся в Русском музее.
«Страстную любовь к живописи я унаследовал от своей матери. Унаследовал ли я от нее талант, скажет потомство». Отмечая юбилей русского живописца, музей Тропинина напомнил о редких графических работах его матери. Мария Поленова была не только талантливым художником: ее перу принадлежит книга для детей «Лето в Царском Селе». Увлеченная искусством, она постаралась приобщить к этому пятерых детей. Двое, Василий и Елена, стали художниками.
Мария Поленова в детстве получила домашнее образование, ее педагогом по живописи был Константин Молдавский — художник круга Карла Брюллова. Середина XIX века, время моды на крестьянские типажи в искусстве, когда простые люди в национальной одежде у Марии Алексеевны очень выразительны. Фактуру драпировки, тяжесть шелка и льна, блеск бисера автор прекрасно передает лишь тонами.
— Мы открываем сегодня крайне важный для нас межмузейный проект, посвященный 175-летию со дня рождения В.Д.Поленова. Из музея-заповедника «Поленово» к нам впервые прибыли шесть графических работ Марии Алексеевны Поленовой, — рассказывает директор музея В.А.Тропинина Ольга Журавлева. — Среди них есть «Портрет молодой крестьянки в одежде Олонецкой губернии». В этих северных краях находилось родовое имение Поленовых, отсюда молодой человек уехал учиться в Санкт-Петербург, где и стал прекрасным художником.
«Усадебный альбом. Мария Поленова. Василий Тропинин» полностью отвечает месту расположения музея — усадьбе Масленниковых-Петуховых в Замоскворечье.
Первый вернисаж сезона собрал в музее Тропинина как гостей из художественного сообщества, так и коллекционеров, специалистов по русскому искусству.
Руководитель Департамента культуры города Москвы Александр Кибовский, открывая выставку, сказал: «Современные люди не совсем понимают, зачем было лепить гипсового Давида, когда все есть в Интернете. Достигать поставленных целей можно в рамках существующей площадки, где ты можешь близко подойти к произведению и обратить внимание на то, как оно выполнено».
Мария Бороденко Заголовок в газете: Что рисовала Мария Алексеевна Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28092 от 4 октября 2019
Музей Тропинина рассказал, как женщины отвоевывали место в русском искусстве позапрошлого века. Каждая образованная барышня в середине XIX века умела танцевать, вышивать, а если рисовать, то цветочки. Ведь «быть серьезным художником» считалось мужским делом. Выставка «Усадебный альбом. Мария Поленова. Василий Тропинин» к 175-летию В.Д.Поленова знакомит с именем, опровергающим эти традиции. Мария Поленова — портретист, детский писатель, мама пятерых детей, один из которых и стал Василием Поленовым. Почему кураторы решили выстроить диалог между работами Марии Поленовой, Василия Тропинина и художниками их времени? Корреспондент «МК» передает с вернисажа. Девочка в белом платочке, мальчик, надевающий лапти, девушка-украинка, собирающая сливы, — все это сюжетное бытописание, приметы времени. На выставке работы Марии Поленовой вступают в диалог с отнюдь не парадными портретами учителя Поленовой Константина Молдавского, с полотнами Аполлона Мокрицкого, а также с творчеством «художника поневоле» с инженерным образованием Модеста Резвого, портретиста Василия Тропинина. Два лирических пейзажа Василия Поленова «Осень. Ока» и «Палестинский дворик в солнечный день» хранились в фондах музея В.А.Тропинина, а сейчас впервые представлены публике. Осенний этюд автор писал с высокой точки над Окой, где сегодня стоит главный дом его знаменитой усадьбы. «Палестинский дворик в солнечный день» — работа из евангельского цикла художника. Образ Святой земли и творческие искания художника, не раз совершавшего паломничество на Восток, были подготовкой к созданию его шедевра «Христос и грешница», ныне хранящийся в Русском музее. «Страстную любовь к живописи я унаследовал от своей матери. Унаследовал ли я от нее талант, скажет потомство». Отмечая юбилей русского живописца, музей Тропинина напомнил о редких графических работах его матери. Мария Поленова была не только талантливым художником: ее перу принадлежит книга для детей «Лето в Царском Селе». Увлеченная искусством, она постаралась приобщить к этому пятерых детей. Двое, Василий и Елена, стали художниками. Мария Поленова в детстве получила домашнее образование, ее педагогом по живописи был Константин Молдавский — художник круга Карла Брюллова. Середина XIX века, время моды на крестьянские типажи в искусстве, когда простые люди в национальной одежде у Марии Алексеевны очень выразительны. Фактуру драпировки, тяжесть шелка и льна, блеск бисера автор прекрасно передает лишь тонами. — Мы открываем сегодня крайне важный для нас межмузейный проект, посвященный 175-летию со дня рождения В.Д.Поленова. Из музея-заповедника «Поленово» к нам впервые прибыли шесть графических работ Марии Алексеевны Поленовой, — рассказывает директор музея В.А.Тропинина Ольга Журавлева. — Среди них есть «Портрет молодой крестьянки в одежде Олонецкой губернии». В этих северных краях находилось родовое имение Поленовых, отсюда молодой человек уехал учиться в Санкт-Петербург, где и стал прекрасным художником. «Усадебный альбом. Мария Поленова. Василий Тропинин» полностью отвечает месту расположения музея — усадьбе Масленниковых-Петуховых в Замоскворечье. Первый вернисаж сезона собрал в музее Тропинина как гостей из художественного сообщества, так и коллекционеров, специалистов по русскому искусству. Руководитель Департамента культуры города Москвы Александр Кибовский, открывая выставку, сказал: «Современные люди не совсем понимают, зачем было лепить гипсового Давида, когда все есть в Интернете. Достигать поставленных целей можно в рамках существующей площадки, где ты можешь близко подойти к произведению и обратить внимание на то, как оно выполнено». Мария Бороденко Заголовок в газете: Что рисовала Мария Алексеевна Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28092 от 4 октября 2019