В парад осенних фестивалей, захвативших Москву как лихорадка, вписался и новый — «Трубадур». Он впервые сделал попытку устроить на одной профессиональной платформе встречу независимых театров для детей. Обозреватель «МК» поработал в жюри этого нового форума.
А разве независимые детские театры есть? А сколько их? Ответы на эти и другие вопросы получил «Трубадур». Оказывается, есть, и немало: в столице работает 246 независимых трупп, и из них 70 процентов (!!!) — именно детские. Конечно, не все они в первую неделю ноября играли свои спектакли для маленьких зрителей на площадке Центра Людмилы Рюминой, но общую картину показали.
Арт-директор проекта — режиссер и руководитель театра «Снарк» Юрий Алесин. Готовя первый фестиваль, экспертный совет отсмотрел множество заявок и составил афишу фестиваля из девяти спектаклей (восемь из Москвы, один — из Петербурга).
Открывал фестиваль моноспектакль «Вафельное сердце» («Творческое объединение 9») по повести молодой норвежской писательницы Марии Парр, которую уже называют новой Астрид Линдгрен. Трогательная до слез история о дружбе между мальчиком и девочкой утверждает, что и в век Интернета и конфликтных соцсетей понятие дружбы, которая может перерасти в любовь, а может — и нет, существует, и ее никто не отменял.
Фото предоставлено пресс-службой фестиваляЭту тему, состоящую из множества нюансов, очень хорошо воплотил на сцене молодой актер Егор Строков: от лица 9-летнего мальчика Тилле он и ведет свое повествование. Он же един во всех лицах: соседка и одноклассница Тилле Лена, ее мама, доктор, его тетя, которая мастерски печет на Рождество печенье в виде вафельных сердечек… История обычная, можно сказать, повседневная, но в ней каким-то чудесным образом вписаны и другие темы — потерь и обретений, самосознания, приоритета ценностей. Говорить о сложном просто совсем не просто, но режиссер Иван Пачин, который успешно работает для детской аудитории, фантазируя, застраивает спектакль из множества предметов. И в результате перед зрителем — мир маленького человека, столкнувшегося с различными проявлениями большого мира. Актер Егор Строков отмечен дипломом за лучшую мужскую роль.
Фото предоставлено пресс-службой фестиваляСудя по представленным работам, создатели независимых театров — часто сами себе режиссеры, художники, актеры. Что вполне объяснимо: тот, кто выбрал независимость от государственного содержания, сам за все в ответе и платит приличную цену за эту независимость. Типичный представитель такого человека-оркестра — Руслан Вольфсон, представивший на «Трубадуре» «Самого счастливого осьминога». Он победил в номинации «Лучшая режиссура» (Руслаен Вольфсон вместе с Александрой Ловянниковой) и совершенно не зря: яркая, смешная, парадоксальная и удивительно свободная история одной маленькой осьминожки. Весьма изобретателен этот Руслан Вольфсон: в постановке использует элементы театра теней, предметного театра и открытой импровизации. Блистательный рассказчик, он прекрасно общается с детской аудиторией, умело вовлекая ее в свои фантазии.
Фото предоставлено пресс-службой фестиваляЕще один интересный театр — «Ученый медведь», которым руководит Андрей Пронькин. Несмотря на то что он не является профессиональным актером и режиссером, работы его в Москве хорошо известны, популярны, а показанная на фестивале «Дочь неба» оказалась удивительным теневым зрелищем, построенном на этническом материале. Такой наивный театр, озвученный разными инструментами, стал победителем в номинации «лучший спектакль» (3-12 лет) , а в качестве награды получил приглашение войти в постоянную афишу Центра Рюминой, так же, как и Руслан Вольфсон со своим «Самым счастливым осьминогом».
— Я давно слежу за независимыми театрами, — говорит театральный критик, создатель сайта «Театр — детям» и член жюри Марина Шимандина, — и могу сказать, что они более смелые в своих экспериментах, чем государственные. По сути, это пионеры, которые тянут наш театральный паровозик, работают за идею и при этом берут на себя ответственность за все.
Фото предоставлено пресс-службой фестиваляАфиша «Трубадура» учла интересы и самых маленьких, и подростков. Лучшим спектаклем для малышей назван спектакль «Улитка в домике» (Первый театр) Юрия и Ольги Устюговых. Зрители, для которых ребята работают много лет, самые трудные — 0+, и здесь постановщики должны учитывать все психологические и даже физиологические особенности этой возрастной группы. Показанная работа оказалась проста по сюжету и очень красочная, яркая по исполнению.
Отмечена также работа единственной питерской компании «Кот Вильям» со спектаклем «Жил-был Фип» (режиссеры Алексей Шульгач, Диана Разживайкина). Простенькая история о крошечном цыпленке, который, не успев родиться, уже потерялся, рассказана таинственно, и воплотить эту тайну были призваны сложные устройства и особый свет. Но явным просчетом было играть такой спектакль на слишком большой для его масштабов сцене.
Фото предоставлено пресс-службой фестиваляВесьма симпатичный спектакль «Умная собачка Соня» (центр «Среда» и Vдруг театр) — для младшего возраста, а зрителям постарше театр «Домик Фанни Белл» предложил более чем оригинальное прочтение повести Гоголя — «Вий.#Страшный поход», который оказался скорее забавным, чем страшным, хотя и понес текстовые потери. Постановка «Дети ворона» («Арт-Проект» и Центр им. Мейерхольда) также рассчитана на подростков и на «Трубадур» приехала с воронежского «Маршака». Спектакль о страшном времени сталинского террора получил сразу два диплома — как лучший для возраста 12+ и за лучшую женскую роль (Маргарита Шилова).
Итак, первый «Трубадур», поддержанный Департаментом культуры, дал представление о том, что сегодня происходит на территории независимого театра, каков его потенциал в развитии театра для детей. Судя по результату, «Трубадур» имеет все шансы на продолжение.
Марина Райкина
В парад осенних фестивалей, захвативших Москву как лихорадка, вписался и новый — «Трубадур». Он впервые сделал попытку устроить на одной профессиональной платформе встречу независимых театров для детей. Обозреватель «МК» поработал в жюри этого нового форума. А разве независимые детские театры есть? А сколько их? Ответы на эти и другие вопросы получил «Трубадур». Оказывается, есть, и немало: в столице работает 246 независимых трупп, и из них 70 процентов (!!!) — именно детские. Конечно, не все они в первую неделю ноября играли свои спектакли для маленьких зрителей на площадке Центра Людмилы Рюминой, но общую картину показали. Арт-директор проекта — режиссер и руководитель театра «Снарк» Юрий Алесин. Готовя первый фестиваль, экспертный совет отсмотрел множество заявок и составил афишу фестиваля из девяти спектаклей (восемь из Москвы, один — из Петербурга). Открывал фестиваль моноспектакль «Вафельное сердце» («Творческое объединение 9») по повести молодой норвежской писательницы Марии Парр, которую уже называют новой Астрид Линдгрен. Трогательная до слез история о дружбе между мальчиком и девочкой утверждает, что и в век Интернета и конфликтных соцсетей понятие дружбы, которая может перерасти в любовь, а может — и нет, существует, и ее никто не отменял. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля Эту тему, состоящую из множества нюансов, очень хорошо воплотил на сцене молодой актер Егор Строков: от лица 9-летнего мальчика Тилле он и ведет свое повествование. Он же един во всех лицах: соседка и одноклассница Тилле Лена, ее мама, доктор, его тетя, которая мастерски печет на Рождество печенье в виде вафельных сердечек… История обычная, можно сказать, повседневная, но в ней каким-то чудесным образом вписаны и другие темы — потерь и обретений, самосознания, приоритета ценностей. Говорить о сложном просто совсем не просто, но режиссер Иван Пачин, который успешно работает для детской аудитории, фантазируя, застраивает спектакль из множества предметов. И в результате перед зрителем — мир маленького человека, столкнувшегося с различными проявлениями большого мира. Актер Егор Строков отмечен дипломом за лучшую мужскую роль. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля Судя по представленным работам, создатели независимых театров — часто сами себе режиссеры, художники, актеры. Что вполне объяснимо: тот, кто выбрал независимость от государственного содержания, сам за все в ответе и платит приличную цену за эту независимость. Типичный представитель такого человека-оркестра — Руслан Вольфсон, представивший на «Трубадуре» «Самого счастливого осьминога». Он победил в номинации «Лучшая режиссура» (Руслаен Вольфсон вместе с Александрой Ловянниковой) и совершенно не зря: яркая, смешная, парадоксальная и удивительно свободная история одной маленькой осьминожки. Весьма изобретателен этот Руслан Вольфсон: в постановке использует элементы театра теней, предметного театра и открытой импровизации. Блистательный рассказчик, он прекрасно общается с детской аудиторией, умело вовлекая ее в свои фантазии. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля Еще один интересный театр — «Ученый медведь», которым руководит Андрей Пронькин. Несмотря на то что он не является профессиональным актером и режиссером, работы его в Москве хорошо известны, популярны, а показанная на фестивале «Дочь неба» оказалась удивительным теневым зрелищем, построенном на этническом материале. Такой наивный театр, озвученный разными инструментами, стал победителем в номинации «лучший спектакль» (3-12 лет) , а в качестве награды получил приглашение войти в постоянную афишу Центра Рюминой, так же, как и Руслан Вольфсон со своим «Самым счастливым осьминогом». — Я давно слежу за независимыми театрами, — говорит театральный критик, создатель сайта «Театр — детям» и член жюри Марина Шимандина, — и могу сказать, что они более смелые в своих экспериментах, чем государственные. По сути, это пионеры, которые тянут наш театральный паровозик, работают за идею и при этом берут на себя ответственность за все. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля Афиша «Трубадура» учла интересы и самых маленьких, и подростков. Лучшим спектаклем для малышей назван спектакль «Улитка в домике» (Первый театр) Юрия и Ольги Устюговых. Зрители, для которых ребята работают много лет, самые трудные — 0 , и здесь постановщики должны учитывать все психологические и даже физиологические особенности этой возрастной группы. Показанная работа оказалась проста по сюжету и очень красочная, яркая по исполнению. Отмечена также работа единственной питерской компании «Кот Вильям» со спектаклем «Жил-был Фип» (режиссеры Алексей Шульгач, Диана Разживайкина). Простенькая история о крошечном цыпленке, который, не успев родиться, уже потерялся, рассказана таинственно, и воплотить эту тайну были призваны сложные устройства и особый свет. Но явным просчетом было играть такой спектакль на слишком большой для его масштабов сцене. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля Весьма симпатичный спектакль «Умная собачка Соня» (центр «Среда» и Vдруг театр) — для младшего возраста, а зрителям постарше театр «Домик Фанни Белл» предложил более чем оригинальное прочтение повести Гоголя — «Вий.