23 июля на острове Кижи воссоздали старинную игру под названием кила, при помощи которой местные мужчины в XIX веке сражались за лучшие «тони» — рыболовецкие места.
фото: ru.wikipedia.orgИгра была представлена как этнографический спектакль. В ней приняли участие две команды — ватаги. В состав сборной острова Кижи вошли сотрудники музея (плотник-реставратор, кузнец, косарь, работники фондов и службы безопасности) и Росгвардии. Вторая ватага, под названием «Внуки Здоровца», прибыла из Торжка, ею руководил президент Федерации килы России Дмитрий Черняк.
Участники надели традиционную крестьянскую одежду и играли в сапогах, несмотря на жару. Перед каждой схваткой проходила небольшая театрализованная интермедия. Сначала «крестьяне» спорили, затем немного дрались и перед схваткой раззадоривали друг друга частушками. Кроме того, в паузах гости из Тверской области разыгрывали «скоморошины» в деревянных личинах, под аккомпанемент гуслей или балалайки. Несмотря на костюмы и отрепетированный обмен репликами, на поле бились всерьез. Из десятка схваток Кижи проиграли только одну.
За день килу увидели пассажиры нескольких теплоходов и «Комет» — как россияне, так и гости из-за рубежа. Для детей прошел мастер-класс по бесконтактной киле, а для взрослых организовали соревнования по метанию мяча для килы на дальность. Мяч сшит из кожи, напоминает формой тыкву, набит конским волосом и весит около 1,5 кг. В этом году Дмитрий Черняк торжественно вручил такой мяч музею.
Отметим, что у килы много общего с регби. Цель игры — занести мяч за лицевую линию поля на стороне соперника. В киле это называется «взятие города». Однако в отличие от регби на поле находятся лишь по пять игроков в каждой ватаге. Здесь разрешено пасовать вперед, что в регби считается нарушением правил. Да и в целом кила — игра более динамичная.
По данным экспедиционных записей музея, в килу в Заонежье активно играли в конце XIX века — обычно на Масленой неделе. На поле сходились мужчины из двух приходов — Кижского и Сенногубского. На кон тогда всерьез выставлялись спорные рыболовецкие «тони» в Онежском озере. Мяч разыгрывался на южном мысу Керк-острова, а побеждали те, кому удавалось загнать мяч на крыльцо церкви в приходе противников.
Ольга Горшкова
23 июля на острове Кижи воссоздали старинную игру под названием кила, при помощи которой местные мужчины в XIX веке сражались за лучшие «тони» — рыболовецкие места. фото: ru.wikipedia.org Игра была представлена как этнографический спектакль. В ней приняли участие две команды — ватаги. В состав сборной острова Кижи вошли сотрудники музея (плотник-реставратор, кузнец, косарь, работники фондов и службы безопасности) и Росгвардии. Вторая ватага, под названием «Внуки Здоровца», прибыла из Торжка, ею руководил президент Федерации килы России Дмитрий Черняк. Участники надели традиционную крестьянскую одежду и играли в сапогах, несмотря на жару. Перед каждой схваткой проходила небольшая театрализованная интермедия. Сначала «крестьяне» спорили, затем немного дрались и перед схваткой раззадоривали друг друга частушками. Кроме того, в паузах гости из Тверской области разыгрывали «скоморошины» в деревянных личинах, под аккомпанемент гуслей или балалайки. Несмотря на костюмы и отрепетированный обмен репликами, на поле бились всерьез. Из десятка схваток Кижи проиграли только одну. За день килу увидели пассажиры нескольких теплоходов и «Комет» — как россияне, так и гости из-за рубежа. Для детей прошел мастер-класс по бесконтактной киле, а для взрослых организовали соревнования по метанию мяча для килы на дальность. Мяч сшит из кожи, напоминает формой тыкву, набит конским волосом и весит около 1,5 кг. В этом году Дмитрий Черняк торжественно вручил такой мяч музею. Отметим, что у килы много общего с регби. Цель игры — занести мяч за лицевую линию поля на стороне соперника. В киле это называется «взятие города». Однако в отличие от регби на поле находятся лишь по пять игроков в каждой ватаге. Здесь разрешено пасовать вперед, что в регби считается нарушением правил. Да и в целом кила — игра более динамичная. По данным экспедиционных записей музея, в килу в Заонежье активно играли в конце XIX века — обычно на Масленой неделе. На поле сходились мужчины из двух приходов — Кижского и Сенногубского. На кон тогда всерьез выставлялись спорные рыболовецкие «тони» в Онежском озере. Мяч разыгрывался на южном мысу Керк-острова, а побеждали те, кому удавалось загнать мяч на крыльцо церкви в приходе противников. Ольга Горшкова