22 января в 22-й раз вручили национальную премию кинокритики и кинопрессы «Белый слон» по итогам 2019 года. Четыре награды, включая главную — «За лучший фильм», получила «Дылда» Кантемира Балагова. Его учитель Александр Сокуров в Москву за наградой не приехал. Молодые критики падали на сцене, а их лауреат швырнул вазу в ветерана «параллельного кино» Глеба Алейникова.
В главной номинации помимо «Дылды» были представлены еще и «Айка» Сергея Дворцевого, и «Керосин» Юсупа Разыкова. Они стали рекордсменами по числу номинаций: семь — у «Дылды», по четыре — у «Айки» и «Керосина». В категории «Лучший режиссер» сошлись опять же Дворцевой и Балагов, Светлана Проскурина с «Воскресеньем», но победил Балагов. «Дылда» также принесла награды молодому оператору Ксении Середе и опытному художнику-постановщику Сергею Иванову. Вручая ему награду, Борис Бланк рассуждал о том, что потерян запаха среды на экране, призывал любить художника вне зависимости от его национальности и партийной принадлежности, ибо дело у него трудное. Иванов в ответ восхищался 28-летним режиссером Балаговым и сожалел, что до «Оскара» слегка не дотянули.
фото: Геннадий Авраменко Художник-постановщик «Дылды» Сергей Иванов.В тройке лучших сценаристов — Любовь Мульменко с «Верностью» Нигины Сайфуллаевой, Екатерина Тирдатова с «Воскресеньем», Юсуп Разыков с «Керосином», который и победил. Этот самый камерный фильм отмечен и за лучшую музыку. Для Сергея Старостина это первая премия, что странно для такого уникального музыканта. «Давай, милка, гроб закажем», — спел он и сделал признание: «Я на самом деле и не композитор. Так, у народа подслушиваю. То, что есть в глубинах нашего народа, не дает ему упасть на дно». Отметили критики за лучшую женскую роль и старейшую ярославскую актрису Елену Сусанину в «Керосине». Лучшую мужскую роль, по мнению голосовавших, сыграли два актера, набрав равное количество баллов: Алексей Вертков в «Воскресенье» (мятущегося молодого чиновника) и Алексей Агранович в «Юмористе» Михаила Идова (популярного сатирика советских времен). Последний славится как постановщик изящных кинематографических церемоний. Скромное киноведческое вручение напомнило ему панихиды, проходящие в Доме кино, вот он и пообещал замолвить словечко где надо, чтобы помочь нищим критикам. За роли второго плана отмечены во «Французе» Андрея Смирнова Александр Балуев и Наталья Тенякова, которая за 50-летнюю службу в театре не получала такого количества откликов, сколько принес небольшой киноэпизод.
В дебютах победил «Мальчик русский» Александра Золотухина — ученика Александра Сокурова и сокурсника Кантемира Балагова по Кабардино-Балкарской мастерской. Он снял картину о совсем еще мальчишке, потерявшем на Первой мировой войне зрение. «Все, что я умею в профессии, — это Сокуров», — говорил лауреат. А его мастер отмечен «За честь и достоинство» спецпремией имени Мирона Черненко, возглавлявшего много лет Гильдию киноведов и кинокритиков. За призом Сокуров не приехал. Некогда — набрал новую мастерскую, идет сессия. На телефонные звонки он не отвечает: после бесстрашных заявлений постоянно поступают угрозы. Документалист Андрей Осипов, вручая отсутствовавшему лауреату награду, сравнил его фильмы со шрамами после операции, спасающей человека. Золотухин зачитал пессимистическое письмо учителя, где Сокуров говорит о печали, связанной с судьбой учеников, целиком зависящей от того, встретят или нет они влиятельного человека, способного поддержать их кино. Собственные работы режиссера, в чем он убежден, не находят отклика в стране, а потому он удивлен доброте критиков.
Лучшим анимационным фильмом стал «Он не может жить без космоса» Константина Бронзита, входивший в шорт-лист «Оскара», а лучшим неигровым — документальная комедия «Кино эпохи перемен» Алексея Федорченко о крахе Свердловской киностудии в 90-е. «Событием года» признан мультимедийный проект «Свободный полет», посвященный Андрею Тарковскому. Приз президента гильдии присужден двум историкам и реставраторам кино: молодому архивисту Петру Багрову, переехавшему в США после вынужденного ухода из Госфильмофонда РФ, — за восстановление полного варианта «Обломка империи» Фридриха Эрмлера (1929) и Николаю Изволову — за реставрацию первого полнометражного фильма Дзиги Ветрова «Годовщина революции» (1918). Как сказал лауреат, Вертов, за долгую жизнь в кино ничего, кроме серебряной медали, на выставке в Париже не получил.
фото: Геннадий Авраменко Компания «молодых критиков» во главе с режиссером Даниилом Зинченко.Молодые кинокритики впервые лично, не через старших кураторов, вручали премию «Голос». Достался он «Тиннитусу» Даниила Зинченко, премьера которого состоится на Роттердамском кинофестивале (поэтому выбор кажется поспешным). До начала церемонии молодежь хорошо провела время в легендарном фойе Белого зала Дома кино, где народ гуляет даже во время съездов Союза кинематографистов. Традиция крепка, и новобранцы ее поддержали, потеряв равновесие. Кто-то упал со сцены. Режиссер на радостях бросил букет вместе с вазой в пришедшего его поздравить Глеба Алейникова. «Хорошая смена растет! Вызывайте полицию!» — выкрикивали из зала. Лауреат прославлял со сцены кинокомпанию, выпустившую его фильм, и послал всех очень далеко. Под «Да здравствуют молодые критики!» компанию вывели со сцены. Поспешил «юморист» Алексей Агранович с выводами: покойников так не провожают.
Читайте также: Номинацию на "Оскар" получил мультфильм россиянки, снятый в Чехии
Светлана Хохрякова Заголовок в газете: Юморист ошибся: покойников так не провожают Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28177 от 24 января 2020
22 января в 22-й раз вручили национальную премию кинокритики и кинопрессы «Белый слон» по итогам 2019 года. Четыре награды, включая главную — «За лучший фильм», получила «Дылда» Кантемира Балагова. Его учитель Александр Сокуров в Москву за наградой не приехал. Молодые критики падали на сцене, а их лауреат швырнул вазу в ветерана «параллельного кино» Глеба Алейникова. В главной номинации помимо «Дылды» были представлены еще и «Айка» Сергея Дворцевого, и «Керосин» Юсупа Разыкова. Они стали рекордсменами по числу номинаций: семь — у «Дылды», по четыре — у «Айки» и «Керосина». В категории «Лучший режиссер» сошлись опять же Дворцевой и Балагов, Светлана Проскурина с «Воскресеньем», но победил Балагов. «Дылда» также принесла награды молодому оператору Ксении Середе и опытному художнику-постановщику Сергею Иванову. Вручая ему награду, Борис Бланк рассуждал о том, что потерян запаха среды на экране, призывал любить художника вне зависимости от его национальности и партийной принадлежности, ибо дело у него трудное. Иванов в ответ восхищался 28-летним режиссером Балаговым и сожалел, что до «Оскара» слегка не дотянули. фото: Геннадий Авраменко Художник-постановщик «Дылды» Сергей Иванов. В тройке лучших сценаристов — Любовь Мульменко с «Верностью» Нигины Сайфуллаевой, Екатерина Тирдатова с «Воскресеньем», Юсуп Разыков с «Керосином», который и победил. Этот самый камерный фильм отмечен и за лучшую музыку. Для Сергея Старостина это первая премия, что странно для такого уникального музыканта. «Давай, милка, гроб закажем», — спел он и сделал признание: «Я на самом деле и не композитор. Так, у народа подслушиваю. То, что есть в глубинах нашего народа, не дает ему упасть на дно». Отметили критики за лучшую женскую роль и старейшую ярославскую актрису Елену Сусанину в «Керосине». Лучшую мужскую роль, по мнению голосовавших, сыграли два актера, набрав равное количество баллов: Алексей Вертков в «Воскресенье» (мятущегося молодого чиновника) и Алексей Агранович в «Юмористе» Михаила Идова (популярного сатирика советских времен). Последний славится как постановщик изящных кинематографических церемоний. Скромное киноведческое вручение напомнило ему панихиды, проходящие в Доме кино, вот он и пообещал замолвить словечко где надо, чтобы помочь нищим критикам. За роли второго плана отмечены во «Французе» Андрея Смирнова Александр Балуев и Наталья Тенякова, которая за 50-летнюю службу в театре не получала такого количества откликов, сколько принес небольшой киноэпизод. В дебютах победил «Мальчик русский» Александра Золотухина — ученика Александра Сокурова и сокурсника Кантемира Балагова по Кабардино-Балкарской мастерской. Он снял картину о совсем еще мальчишке, потерявшем на Первой мировой войне зрение. «Все, что я умею в профессии, — это Сокуров», — говорил лауреат. А его мастер отмечен «За честь и достоинство» спецпремией имени Мирона Черненко, возглавлявшего много лет Гильдию киноведов и кинокритиков. За призом Сокуров не приехал. Некогда — набрал новую мастерскую, идет сессия. На телефонные звонки он не отвечает: после бесстрашных заявлений постоянно поступают угрозы. Документалист Андрей Осипов, вручая отсутствовавшему лауреату награду, сравнил его фильмы со шрамами после операции, спасающей человека. Золотухин зачитал пессимистическое письмо учителя, где Сокуров говорит о печали, связанной с судьбой учеников, целиком зависящей от того, встретят или нет они влиятельного человека, способного поддержать их кино. Собственные работы режиссера, в чем он убежден, не находят отклика в стране, а потому он удивлен доброте критиков. Лучшим анимационным фильмом стал «Он не может жить без космоса» Константина Бронзита, входивший в шорт-лист «Оскара», а лучшим неигровым — документальная комедия «Кино эпохи перемен» Алексея Федорченко о крахе Свердловской киностудии в 90-е. «Событием года» признан мультимедийный проект «Свободный полет», посвященный Андрею Тарковскому. Приз президента гильдии присужден двум историкам и реставраторам кино: молодому архивисту Петру Багрову, переехавшему в США после вынужденного ухода из Госфильмофонда РФ, — за восстановление полного варианта «Обломка империи» Фридриха Эрмлера (1929) и Николаю Изволову — за реставрацию первого полнометражного фильма Дзиги Ветрова «Годовщина революции» (1918). Как сказал лауреат, Вертов, за долгую жизнь в кино ничего, кроме серебряной медали, на выставке в Париже не получил. фото: Геннадий Авраменко Компания «молодых критиков» во главе с режиссером Даниилом Зинченко. Молодые кинокритики впервые лично, не через старших кураторов, вручали премию «Голос». Достался он «Тиннитусу» Даниила Зинченко, премьера которого состоится на Роттердамском кинофестивале (поэтому выбор кажется поспешным). До начала церемонии молодежь хорошо провела время в легендарном фойе Белого зала Дома кино, где народ гуляет даже во время съездов Союза кинематографистов. Традиция крепка, и новобранцы ее поддержали, потеряв равновесие. Кто-то упал со сцены. Режиссер на радостях бросил букет вместе с вазой в пришедшего его поздравить Глеба Алейникова. «Хорошая смена растет! Вызывайте полицию!» — выкрикивали из зала. Лауреат прославлял со сцены кинокомпанию, выпустившую его фильм, и послал всех очень далеко. Под «Да здравствуют молодые критики!» компанию вывели со сцены. Поспешил «юморист» Алексей Агранович с выводами: покойников так не провожают. Читайте также: Номинацию на