Показанная в последний конкурсный день картина Мохаммада Расулофа «Зла не существует» награждена «Золотым медведем» 70-го Берлинского кинофестиваля как лучший фильм. Награду получала его дочь и актриса Баран Расулоф, поскольку ее отец проходит тот же путь, что и его соотечественник Джафар Панахи, заочно представляющий фильмы на фестивалях. Паспорта у того и другого нет, как и права покидать страну. Снимать запрещено, но они снимают. Суд приговорил Расулофа к заключению за антигосударственную деятельность, угрожающую национальной безопасности. «Серебряного медведя» за выдающиеся художественные достижения жюри под руководством британского актера Джереми Айронса присудило оператору фильма «Дау. Наташа» Ильи Хржановского Юргену Юргесу — немецкому классику, работавшему с Фассбиндером, Вендерсом, Ханеке.
Еще летом несколько международных кинофестивалей сделали рассылку, в которой сообщалось, что 47-летний иранский режиссер Мохаммад Расулоф («Рукописи не горят», «Неподкупный») приговорен к одному году тюремного заключения и в течение двух лет не имеет права покидать территорию Ирана за свою политическую и социальную активность. Теперь ему 48. Паспорт у него отобрали в 2017 году после возвращения с Каннского кинофестиваля, где его картина «Честный человек» получила приз в конкурсе «Особый взгляд». После этого Расулофа часто спрашивали, зачем он вернулся. На что он отвечал: «Здесь мой дом. У меня никогда не возникало желания покинуть свою страну». Потом его приговорили на год к тюремному заключению за распространение пропаганды против Исламской Республики, потом последовал домашний арест. В четырех новеллах, из которых состоит показанный на Берлинале фильм (можно лишь догадываться, как его переправили в Германию) Расулоф пытается ответить на вопросы, имеет ли один человек право лишать жизни другого, какова степень его индивидуальной свободы и цена морали в условиях существующего режима, в котором вынужден жить. Мы видим на экране вполне симпатичного и рядового героя. У него дружная семья, подрастает дочь. Он провожает ее в школу, вместе они ходят в кафе и радуются жизни. Утром этот человек приводит в порядок свою роскошную бороду и отправляется на работу. Ставит там чайник, уютно располагается, и зрителю в голову не приходит, что через минуту, как только раздастся сигнал, этот добропорядочный семьянин привычно нажмет нужную кнопку, и несколько человек мгновенно прекратят свой земной путь, а по их болтающимся в воздухе ногам побежит моча. Из своего иранского далека Расулоф извинялся за то, что не смог приехать на фестиваль и представить фильм публике. Его фильмы не выходят в прокат на родине, но существует подпольная система показа на DVD. Зная, что картину покажут в Берлине, он сделал то, что может усугубить его положение, но пошел на это осознанно: «Оказалось, что за все надо платить. Я принял решение высказаться, невзирая на последствия. В этой картине больше критики, чем в моих предшествующих работах».
Гран-при достался американской картине «Никогда, редко, иногда, всегда» Элизы Хиттман, рассказывающей о 17-летней девушке, втайне от родителей отправившейся вместе с кузиной из небольшого городка в Пенсильвании в Нью-Йорк, чтобы сделать аборт. Денег мало, а надо покупать билеты, что-то есть, заплатить за операцию, а тут еще неприветливый Нью-Йорк. Эта картина стала фаворитом у критиков, а американские коллеги удивлялись тому, насколько точно и спокойно показана в ней американская жизнь повседневность во всех ее нюансах. Хиттман не скрывает, что вдохновлена была румынской картиной «4 месяца, 3 недели и 2 дня» Кристиана Мунджио, получившей главную награду Каннского кинофестиваля в 2007 году. Там аналогичные события происходили в 1980-е, а тут высокоразвитая и консервативная, как выясняется, Америка наших дней. Ничего не меняется. Хиттман не выступает с прокламациями. Нежное девичье лицо говорят гораздо больше. Южнокорейский режиссер Хон Сан-су, названный жюри лучшим среди своих коллег, представлял картину «Женщина, которая убежала» все о том же — о крахе девичьих иллюзий. Главная героиня, роль которой исполнила его любимая актриса Ким Мин-хи, встречается с подругами, рассказывает им о своей жизни, любящем муже, но складывается ощущение, что в семейном укладе что-то не так. Одна из подруг бесконечно извиняется за проступок в прошлом, и он наверняка тоже связан с мужчиной, с которыми здесь все не так, и где найти идеального спутника жизни. Гендерной тематикой пропитан едва ли не каждый второй фестивальный фильм.
Лучший актер — Элио Джермано в картине «Я хотел спрятаться». Пресс-служба Берлинского кинофестиваляПриз за лучший сценарий получили братья Дамиано и Фабио Роберто Д'Инноченцо за ими же снятые «Плохие сказки», где рассматриваются взаимоотношения родителей и еще маленьких детей, которые вынуждены подчиняться взрослым правилам игры. «Серебряные медведи» за лучшие мужскую и женскую роли заслуженно достались итальянскому актеру Элио Джермано, сыгравшему художника Антонио Лигабуэ в картине «Я хотел спрятаться», и немецкой актрисе Пауле Бер в фильме «Ундина», сыгравшей то ли девушку, то ли виденье — она работает гидом в Берлине, но при этом мифологическое существо, Русалка, утопившая в бассейне изменившего ей мужчину (еще одна капля в гендерную проблематику).
Вокруг проекта Ильи Хржановского «Дау», отмеченного за операторскую работу, возникло много споров. Больше всего ссорились друг с другом российские критики. Часть из них — феминистски настроенный девичий состав — направили и в дирекцию Берлинале открытое письмо, протестуя против участия в официальной программе фильма Хржановского. В нем, в частности, говорится: «Почему в дни приговора Харви Вайнштейну, в эпоху борьбы с культурой насилия и злоупотреблениями властью в киноиндустрии, Берлинский фестиваль не видит этической проблемы во включении в основной конкурс фильма, содержащего сцены несимулированного психологического и физического насилия с участием непрофессиональной актрисы, а также сцены секса людей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения?» Некоторые немецкие коллеги тоже не приняли волну насилия, исходящую с экрана, не поняли, ради чего снято 700 часов материала, малую толику которого показали на фестивале.
Любопытно, что за день до закрытия Берлинале в Париже вручили национальную кинопремию «Сезар». Лучшим режиссером там признали Романа Полански за его «Офицера и шпиона». Съемочная группа на церемонию не явилась из-за протестов феминисток. Они пришли и к концертному залу, где проходила церемония, с плакатами. Их стрелы были направлены против того, что фильм допущен киноакадемиками к участию в конкурсе. Ведущая церемонии актриса Флоранс Форести не стала произносить имя Полански, вместо этого начала демонстративно чихать. Некоторые гости церемонии в знак протеста покинули зал, услышав, что Полански стал лауреатом. Министр культуры Франции Франк Ристер заявил, что такая награда — плохой знак в условиях активной кампании против домогательств.
На долю оператора «Дау» Юргена Юргеса выпало немало трудностей. Он снимал на пленку, как это было в 1950–1960-е, когда все и происходит, без осветительных приборов, которые бы мешали непрофессиональным актерам жить в предлагаемых обстоятельствах, в стенах выстроенного на харьковском стадионе секретного института. Они должны были забыть, что находятся на съемочной площадке. В какой-то момент задачи усложнились настолько, что Юргес решил покинуть проект и посоветовал Илье Хржановскому поискать себе оператора помоложе. Начали поиск. Но никто не захотел участвовать в проекте, узнав о его особенностях. Юргесу тоже пришлось носить одежду 1950–1960-х, иначе в институт было бы не войти. Снимать надо было в любой момент, в любых условиях, самое сокровенное и шокирующее.
Кадр из фильма «Женщина, которая убежала». Пресс-служба Берлинского кинофестиваляПриз публики получила участвовавшая в «Панораме-док» картина «Добро пожаловать в Чечню» американского режиссера Дэвида Фрэнса, которую как оператор снял режиссер-документалист Аскольд Куров. Его собственный фильм «Процесс» об Олеге Сенцове участвовал в Берлинале в 2017 году, когда главный герой отбывал наказание в российской колонии. Когда смотришь фильм Фрэнса, не покидает чувство беспокойства за тех, кто на экране. Им же обещали, что лиц зритель не увидит, и это залог того, что не будет охоты за ними и их родственниками. Только позднее выяснилось, что лица на экране подставные. Их предоставили героям картины 22 активиста из Нью-Йорка. Фильм рассказывает о тех, кто с риском для жизни вывозит из Грозного молодых людей нетрадиционной ориентации в другие страны, спасая от преследований. Дэвид Фрэнс отчасти повторил опыт Мартина Скорсезе в фильме «Ирландец», где лица звезд омолодили на десятки лет при помощи новейших технологий. Здесь тех, кто подарил свои лица реальным героям, снимали в студии, потом уже накладывали их «маски» на тех, кто не должен быть узнан.
Почетного «Золотого медведя» за жизненные достижения накануне закрытия фестиваля получила Хелен Миррен, после чего показали «Королеву» Стивена Фрирза, где она сыграла Елизавету II. В специальной фестивальной брошюре, посвященной лауреатке, не забыли отметить, что родилась она в Лондоне в июле 1945 года и имела от рождения имя Хелен Лидия Миронова. Ее дед был офицером царской армии и во время Октябрьской революции оказался в составе военной делегации в Англии, где и остался. Позднее он работал таксистом. Отец актрисы — Василий Миронов — служил в транспортном министерстве, и в 1950 году решил поменять свою фамилию на Миррен. Мать лауреатки Кэтлин Роджерс — 13-й ребенок в семье, где воспитывались 14 детей. Она родом из лондонского Ист-Энда. Поэтому Хелен Миррен и сказала: «Половина моих предков — российская аристократия, а вторая половина — английский рабочий класс. Поэтому я полна противоречий». Собственно за это ее и наградили — за меняющиеся образы.
Светлана Хохрякова Заголовок в газете: Заочный «Золотой медведь» Берлинале Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28207 от 2 марта 2020
Показанная в последний конкурсный день картина Мохаммада Расулофа «Зла не существует» награждена «Золотым медведем» 70-го Берлинского кинофестиваля как лучший фильм. Награду получала его дочь и актриса Баран Расулоф, поскольку ее отец проходит тот же путь, что и его соотечественник Джафар Панахи, заочно представляющий фильмы на фестивалях. Паспорта у того и другого нет, как и права покидать страну. Снимать запрещено, но они снимают. Суд приговорил Расулофа к заключению за антигосударственную деятельность, угрожающую национальной безопасности. «Серебряного медведя» за выдающиеся художественные достижения жюри под руководством британского актера Джереми Айронса присудило оператору фильма «Дау. Наташа» Ильи Хржановского Юргену Юргесу — немецкому классику, работавшему с Фассбиндером, Вендерсом, Ханеке. Еще летом несколько международных кинофестивалей сделали рассылку, в которой сообщалось, что 47-летний иранский режиссер Мохаммад Расулоф («Рукописи не горят», «Неподкупный») приговорен к одному году тюремного заключения и в течение двух лет не имеет права покидать территорию Ирана за свою политическую и социальную активность. Теперь ему 48. Паспорт у него отобрали в 2017 году после возвращения с Каннского кинофестиваля, где его картина «Честный человек» получила приз в конкурсе «Особый взгляд». После этого Расулофа часто спрашивали, зачем он вернулся. На что он отвечал: «Здесь мой дом. У меня никогда не возникало желания покинуть свою страну». Потом его приговорили на год к тюремному заключению за распространение пропаганды против Исламской Республики, потом последовал домашний арест. В четырех новеллах, из которых состоит показанный на Берлинале фильм (можно лишь догадываться, как его переправили в Германию) Расулоф пытается ответить на вопросы, имеет ли один человек право лишать жизни другого, какова степень его индивидуальной свободы и цена морали в условиях существующего режима, в котором вынужден жить. Мы видим на экране вполне симпатичного и рядового героя. У него дружная семья, подрастает дочь. Он провожает ее в школу, вместе они ходят в кафе и радуются жизни. Утром этот человек приводит в порядок свою роскошную бороду и отправляется на работу. Ставит там чайник, уютно располагается, и зрителю в голову не приходит, что через минуту, как только раздастся сигнал, этот добропорядочный семьянин привычно нажмет нужную кнопку, и несколько человек мгновенно прекратят свой земной путь, а по их болтающимся в воздухе ногам побежит моча. Из своего иранского далека Расулоф извинялся за то, что не смог приехать на фестиваль и представить фильм публике. Его фильмы не выходят в прокат на родине, но существует подпольная система показа на DVD. Зная, что картину покажут в Берлине, он сделал то, что может усугубить его положение, но пошел на это осознанно: «Оказалось, что за все надо платить. Я принял решение высказаться, невзирая на последствия. В этой картине больше критики, чем в моих предшествующих работах». Гран-при достался американской картине «Никогда, редко, иногда, всегда» Элизы Хиттман, рассказывающей о 17-летней девушке, втайне от родителей отправившейся вместе с кузиной из небольшого городка в Пенсильвании в Нью-Йорк, чтобы сделать аборт. Денег мало, а надо покупать билеты, что-то есть, заплатить за операцию, а тут еще неприветливый Нью-Йорк. Эта картина стала фаворитом у критиков, а американские коллеги удивлялись тому, насколько точно и спокойно показана в ней американская жизнь повседневность во всех ее нюансах. Хиттман не скрывает, что вдохновлена была румынской картиной «4 месяца, 3 недели и 2 дня» Кристиана Мунджио, получившей главную награду Каннского кинофестиваля в 2007 году. Там аналогичные события происходили в 1980-е, а тут высокоразвитая и консервативная, как выясняется, Америка наших дней. Ничего не меняется. Хиттман не выступает с прокламациями. Нежное девичье лицо говорят гораздо больше. Южнокорейский режиссер Хон Сан-су, названный жюри лучшим среди своих коллег, представлял картину «Женщина, которая убежала» все о том же — о крахе девичьих иллюзий. Главная героиня, роль которой исполнила его любимая актриса Ким Мин-хи, встречается с подругами, рассказывает им о своей жизни, любящем муже, но складывается ощущение, что в семейном укладе что-то не так. Одна из подруг бесконечно извиняется за проступок в прошлом, и он наверняка тоже связан с мужчиной, с которыми здесь все не так, и где найти идеального спутника жизни. Гендерной тематикой пропитан едва ли не каждый второй фестивальный фильм. Лучший актер — Элио Джермано в картине «Я хотел спрятаться». Пресс-служба Берлинского кинофестиваля Приз за лучший сценарий получили братья Дамиано и Фабио Роберто Д'Инноченцо за ими же снятые «Плохие сказки», где рассматриваются взаимоотношения родителей и еще маленьких детей, которые вынуждены подчиняться взрослым правилам игры. «Серебряные медведи» за лучшие мужскую и женскую роли заслуженно достались итальянскому актеру Элио Джермано, сыгравшему художника Антонио Лигабуэ в картине «Я хотел спрятаться», и немецкой актрисе Пауле Бер в фильме «Ундина», сыгравшей то ли девушку, то ли виденье — она работает гидом в Берлине, но при этом мифологическое существо, Русалка, утопившая в бассейне изменившего ей мужчину (еще одна капля в гендерную проблематику). Вокруг проекта Ильи Хржановского «Дау», отмеченного за операторскую работу, возникло много споров. Больше всего ссорились друг с другом российские критики. Часть из них — феминистски настроенный девичий состав — направили и в дирекцию Берлинале открытое письмо, протестуя против участия в официальной программе фильма Хржановского. В нем, в частности, говорится: «Почему в дни приговора Харви Вайнштейну, в эпоху борьбы с культурой насилия и злоупотреблениями властью в киноиндустрии, Берлинский фестиваль не видит этической проблемы во включении в основной конкурс фильма, содержащего сцены несимулированного психологического и физического насилия с участием непрофессиональной актрисы, а также сцены секса людей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения?» Некоторые немецкие коллеги тоже не приняли волну насилия, исходящую с экрана, не поняли, ради чего снято 700 часов материала, малую толику которого показали на фестивале. Любопытно, что за день до закрытия Берлинале в Париже вручили национальную кинопремию «Сезар». Лучшим режиссером там признали Романа Полански за его «Офицера и шпиона». Съемочная группа на церемонию не явилась из-за протестов феминисток. Они пришли и к концертному залу, где проходила церемония, с плакатами. Их стрелы были направлены против того, что фильм допущен киноакадемиками к участию в конкурсе. Ведущая церемонии актриса Флоранс Форести не стала произносить имя Полански, вместо этого начала демонстративно чихать. Некоторые гости церемонии в знак протеста покинули зал, услышав, что Полански стал лауреатом. Министр культуры Франции Франк Ристер заявил, что такая награда — плохой знак в условиях активной кампании против домогательств. На долю оператора «Дау» Юргена Юргеса выпало немало трудностей. Он снимал на пленку, как это было в 1950–1960-е, когда все и происходит, без осветительных приборов, которые бы мешали непрофессиональным актерам жить в предлагаемых обстоятельствах, в стенах выстроенного на харьковском стадионе секретного института. Они должны были забыть, что находятся на съемочной площадке. В какой-то момент задачи усложнились настолько, что Юргес решил покинуть проект и посоветовал Илье Хржановскому поискать себе оператора помоложе. Начали поиск. Но никто не захотел участвовать в проекте, узнав о его особенностях. Юргесу тоже пришлось носить одежду 1950–1960-х, иначе в институт было бы не войти. Снимать надо было в любой момент, в любых условиях, самое сокровенное и шокирующее. Кадр из фильма «Женщина, которая убежала». Пресс-служба Берлинского кинофестиваля Приз публики получила участвовавшая в «Панораме-док» картина «Добро пожаловать в Чечню» американского режиссера Дэвида Фрэнса, которую как оператор снял режиссер-документалист Аскольд Куров. Его собственный фильм «Процесс» об Олеге Сенцове участвовал в Берлинале в 2017 году, когда главный герой отбывал наказание в российской колонии. Когда смотришь фильм Фрэнса, не покидает чувство беспокойства за тех, кто на экране. Им же обещали, что лиц зритель не увидит, и это залог того, что не будет охоты за ними и их родственниками. Только позднее выяснилось, что лица на экране подставные. Их предоставили героям картины 22 активиста из Нью-Йорка. Фильм рассказывает о тех, кто с риском для жизни вывозит из Грозного молодых людей нетрадиционной ориентации в другие страны, спасая от преследований. Дэвид Фрэнс отчасти повторил опыт Мартина Скорсезе в фильме «Ирландец», где лица звезд омолодили на десятки лет при помощи новейших технологий. Здесь тех, кто подарил свои лица реальным героям, снимали в студии, потом уже накладывали их «маски» на тех, кто не должен быть узнан. Почетного «Золотого медведя» за жизненные достижения накануне закрытия фестиваля получила Хелен Миррен, после чего показали «Королеву» Стивена Фрирза, где она сыграла Елизавету II. В специальной фестивальной брошюре, посвященной лауреатке, не забыли отметить, что родилась она в Лондоне в июле 1945 года и имела от рождения имя Хелен Лидия Миронова. Ее дед был офицером царской армии и во время Октябрьской революции оказался в составе военной делегации в Англии, где и остался. Позднее он работал таксистом. Отец актрисы — Василий Миронов — служил в транспортном министерстве, и в 1950 году решил поменять свою фамилию на Миррен. Мать лауреатки Кэтлин Роджерс — 13-й ребенок в семье, где воспитывались 14 детей. Она родом из лондонского Ист-Энда. Поэтому Хелен Миррен и сказала: «Половина моих предков — российская аристократия, а вторая половина — английский рабочий класс. Поэтому я полна противоречий». Собственно за это ее и наградили — за меняющиеся образы. Светлана Хохрякова Заголовок в газете: Заочный «Золотой медведь» Берлинале Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28207 от 2 марта 2020