В пространстве вне государственных границ открылась выставка «Пасхальный плакат», где собрано 125 изображений символа Воскресения Христова. Виртуальный формат VR позволяет увидеть работы 90 авторов из 18 стран мира, словно в компьютерной игре, — чуть ли не потрогать руками-перчатками. Зритель оказывается в огромном яйце, в котором спрятано, как в матрешке, еще шесть яиц-залов, и в каждом из них — около 20 плакатов с пасхальными яйцами. Кураторы выставки, предвосхищающей Международную биеннале современного дизайна «Золотая пчела», Марат Гельман и Сергей Серов планировали показать проект в московской «Галерее на Ходынке», и в реальности он имел бы шансы стать не менее скандальным, чем некогда «Icons». Если бы не эпидемия.
Как признался «МК» Марат Гельман, в ходе подготовки выставки в «Галерее на Ходынке» возникли некоторые сложности. Руководство объединения «Выставочные залы Москвы» собиралось отсеять ряд изображений, возможно, памятуя о нашумевшей истории другого проекта Гельмана на религиозную тему — «Icons» («Иконы»). Восемь лет назад выставка современных художников в Краснодаре вызвала скандал: кубанские казаки окружили живой цепью зал, а один из священнослужителей плюнул в Марата. Открытие кончилось потасовкой и привело всех участников вместо выставочного зала в полицию. Тогда, как и сейчас, задача выставки была представить современное художественное осмысление традиционной сакральной темы.
— В обществе есть некое предубеждение: что-то такое связанное с церковью, с православием, должно быть обязательно старое, несовременное, кондовое, — говорит Гельман. — А если что-то современное, то это обязательно атеистическое, бездуховное, вне традиций. Я достаточно много потратил сил за свою творческую жизнь, чтобы это предубеждение сломать. Считаю, что оно вредно для общества и для церкви. И вот плакат, который является символом консьюмеристского мира, который весь себя продает. Когда он потерял такую рекламную функцию, он стал искусством, и нам показалось с Сергеем Серовым, что было бы интересно показать, что художники, которые работают на стыке искусства и маркетинга, тоже могут высказаться на тему Пасхи, и это может быть интересно, ярко, по-разному, при этом может принести праздник.
Из-за пандемии выставку в Москве пришлось отменить, зато родилась идея — с помощью художника Дмитрия Врубеля — перенести ее в виртуальное пространство. К слову, выставочные залы Москвы отказались оставить свой логотип в проекте. Зато VR-выставка открывает пребиеннальную программу Международной биеннале графического дизайна «Золотая пчела», которая, как пока планируется, пройдет осенью в Новой Третьяковке, на Винзаводе, Artplay и других площадках.
Презентация симулякра выставки «Пасхальный плакат» пока идет тихо-мирно. Собирает скромные лайки и нуждается в пояснениях для «чайников»: W — идти вперед, A — влево, S — вниз, D — вправо. Вход туда свободный — как все вольное пространство Интернета. Проект можно увидеть в нескольких вариантах — более продвинутом (с VR-очками) и в упрощенной версии. В полном варианте можно ощутить весь масштаб виртуальности и посмотреть на идею со стороны. Зритель оказывается в некой беспредметности, в светло-сером космосе, где видит гигантское яйцо, утопленное в плоскость-пол. На нем — для ощущения размера — установлен виртуальный стульчик, на который так и хочется посадить смотрителя (но он пустует). Нажав кнопку, мы оказываемся внутри объемного овала. Отсюда можно попасть в каждый из залов-яиц, просто-напросто прыгнув вовнутрь. Входишь вроде бы в стену, а она раз — и превращается в зал-овал. Такая она, виртуальная реальность, безграничная для фантазии и действия.
Кадр виртуальной выставки.По залам можно гулять, приближаясь или отходя дальше от плакатов. Включать нажатием кнопки медитативную музыку, написанную для выставки композитором Сергеем Невским. У каждого пространства — своя мелодия. Содержание выставки — разноформатное: от почти абстрактных образов, как цветные овальные пятна, одной своей формой дающие понять связь с символом Пасхи, до изображений зайцев в стиле Энди Уорхола или яйца, сложенного из гречневой крупы. У каждого автора — свой взгляд. В разговоре с «МК» Марат Гельман сказал, что в первую очередь для него, человека верующего, но не религиозного, было важно показать, как современные дизайнеры видят символ Пасхи. Отбор шел в первую очередь с точки зрения качества дизайна. 65 плакатов некогда уже показывались на выставке в Черногории. Там проект имел успех: «Публика ломилась», — вспоминает Марат. К тем работам добавили еще 60, отобранные на недавнем конкурсе. Получилось 125 — «не круглое, а овальное число» — как форма символа Воскресения Христова.
Наверное, кто-то мог бы возмутиться, как у нас водится, некоторыми изображениями. Например, фотографией в одеждах священнослужителя художника Василия Слонова со сложной репутацией: два года назад его выставку «Небесный Иерусалим» в галерее «11.12» на Винзаводе разгромили активисты движения SERB, а в 2013-м проект Welcome to Sochi 2014 был закрыт решением министерства культуры Пермского края (МВД устроило проверку картин художника на экстремизм). Впрочем, в фотографии Слонова нет ничего эдакого, если не считать провокацией сам факт перевоплощения. Скорее, мог бы вызвать вопросы плакат с надписью «Его нет здесь» на фоне светящегося просвета Павла Писклакова. Или изображения икон, заклеенных поверх отрывными объявлениями («Христос воскрес» и рядом — «Помощь алкоголикам, наркоманам…») и записанных неопределенными буквами, нанесенными баллончиком (плакат Александра Каспарова). Но это вопрос восприятия и принятия. В конце концов, почему бы алкоголикам и другим потерянным душам не искать спасения в Боге? Обращение к Библии – свое рода звонок Богу в сложный момент с просьбой о помощи.
Идея — поговорить о светлом празднике Пасхе и написать его символ современным языком — соответствует воплощению. Работы разные, интересные, с выдумкой, иногда с добрым юмором. Музыка создает атмосферу спокойствия и умиротворения. Белые овальные стены залов-яиц заставляют задуматься о форме мироздания. И даже кажется, что неслучайно здесь именно шесть залов — по числу дней сотворения Богом мира (хотя кураторы не думали об этом). Есть в этом виртуальном вернисаже нечто неземное — на грани фантастики.
И все же, все же… Реальный диалог с выставкой был бы иным, нежели погружение в компьютерный симулякр. Искусство требует живого контакта. Но сегодня не приходится выбирать.
Мария Москвичева
В пространстве вне государственных границ открылась выставка «Пасхальный плакат», где собрано 125 изображений символа Воскресения Христова. Виртуальный формат VR позволяет увидеть работы 90 авторов из 18 стран мира, словно в компьютерной игре, — чуть ли не потрогать руками-перчатками. Зритель оказывается в огромном яйце, в котором спрятано, как в матрешке, еще шесть яиц-залов, и в каждом из них — около 20 плакатов с пасхальными яйцами. Кураторы выставки, предвосхищающей Международную биеннале современного дизайна «Золотая пчела», Марат Гельман и Сергей Серов планировали показать проект в московской «Галерее на Ходынке», и в реальности он имел бы шансы стать не менее скандальным, чем некогда «Icons». Если бы не эпидемия. Как признался «МК» Марат Гельман, в ходе подготовки выставки в «Галерее на Ходынке» возникли некоторые сложности. Руководство объединения «Выставочные залы Москвы» собиралось отсеять ряд изображений, возможно, памятуя о нашумевшей истории другого проекта Гельмана на религиозную тему — «Icons» («Иконы»). Восемь лет назад выставка современных художников в Краснодаре вызвала скандал: кубанские казаки окружили живой цепью зал, а один из священнослужителей плюнул в Марата. Открытие кончилось потасовкой и привело всех участников вместо выставочного зала в полицию. Тогда, как и сейчас, задача выставки была представить современное художественное осмысление традиционной сакральной темы. — В обществе есть некое предубеждение: что-то такое связанное с церковью, с православием, должно быть обязательно старое, несовременное, кондовое, — говорит Гельман. — А если что-то современное, то это обязательно атеистическое, бездуховное, вне традиций. Я достаточно много потратил сил за свою творческую жизнь, чтобы это предубеждение сломать. Считаю, что оно вредно для общества и для церкви. И вот плакат, который является символом консьюмеристского мира, который весь себя продает. Когда он потерял такую рекламную функцию, он стал искусством, и нам показалось с Сергеем Серовым, что было бы интересно показать, что художники, которые работают на стыке искусства и маркетинга, тоже могут высказаться на тему Пасхи, и это может быть интересно, ярко, по-разному, при этом может принести праздник. Из-за пандемии выставку в Москве пришлось отменить, зато родилась идея — с помощью художника Дмитрия Врубеля — перенести ее в виртуальное пространство. К слову, выставочные залы Москвы отказались оставить свой логотип в проекте. Зато VR-выставка открывает пребиеннальную программу Международной биеннале графического дизайна «Золотая пчела», которая, как пока планируется, пройдет осенью в Новой Третьяковке, на Винзаводе, Artplay и других площадках. Презентация симулякра выставки «Пасхальный плакат» пока идет тихо-мирно. Собирает скромные лайки и нуждается в пояснениях для «чайников»: W — идти вперед, A — влево, S — вниз, D — вправо. Вход туда свободный — как все вольное пространство Интернета. Проект можно увидеть в нескольких вариантах — более продвинутом (с VR-очками) и в упрощенной версии. В полном варианте можно ощутить весь масштаб виртуальности и посмотреть на идею со стороны. Зритель оказывается в некой беспредметности, в светло-сером космосе, где видит гигантское яйцо, утопленное в плоскость-пол. На нем — для ощущения размера — установлен виртуальный стульчик, на который так и хочется посадить смотрителя (но он пустует). Нажав кнопку, мы оказываемся внутри объемного овала. Отсюда можно попасть в каждый из залов-яиц, просто-напросто прыгнув вовнутрь. Входишь вроде бы в стену, а она раз — и превращается в зал-овал. Такая она, виртуальная реальность, безграничная для фантазии и действия. Кадр виртуальной выставки. По залам можно гулять, приближаясь или отходя дальше от плакатов. Включать нажатием кнопки медитативную музыку, написанную для выставки композитором Сергеем Невским. У каждого пространства — своя мелодия. Содержание выставки — разноформатное: от почти абстрактных образов, как цветные овальные пятна, одной своей формой дающие понять связь с символом Пасхи, до изображений зайцев в стиле Энди Уорхола или яйца, сложенного из гречневой крупы. У каждого автора — свой взгляд. В разговоре с «МК» Марат Гельман сказал, что в первую очередь для него, человека верующего, но не религиозного, было важно показать, как современные дизайнеры видят символ Пасхи. Отбор шел в первую очередь с точки зрения качества дизайна. 65 плакатов некогда уже показывались на выставке в Черногории. Там проект имел успех: «Публика ломилась», — вспоминает Марат. К тем работам добавили еще 60, отобранные на недавнем конкурсе. Получилось 125 — «не круглое, а овальное число» — как форма символа Воскресения Христова. Наверное, кто-то мог бы возмутиться, как у нас водится, некоторыми изображениями. Например, фотографией в одеждах священнослужителя художника Василия Слонова со сложной репутацией: два года назад его выставку «Небесный Иерусалим» в галерее «11.12» на Винзаводе разгромили активисты движения SERB, а в 2013-м проект Welcome to Sochi 2014 был закрыт решением министерства культуры Пермского края (МВД устроило проверку картин художника на экстремизм). Впрочем, в фотографии Слонова нет ничего эдакого, если не считать провокацией сам факт перевоплощения. Скорее, мог бы вызвать вопросы плакат с надписью «Его нет здесь» на фоне светящегося просвета Павла Писклакова. Или изображения икон, заклеенных поверх отрывными объявлениями («Христос воскрес» и рядом — «Помощь алкоголикам, наркоманам…») и записанных неопределенными буквами, нанесенными баллончиком (плакат Александра Каспарова). Но это вопрос восприятия и принятия. В конце концов, почему бы алкоголикам и другим потерянным душам не искать спасения в Боге? Обращение к Библии – свое рода звонок Богу в сложный момент с просьбой о помощи. Идея — поговорить о светлом празднике Пасхе и написать его символ современным языком — соответствует воплощению. Работы разные, интересные, с выдумкой, иногда с добрым юмором. Музыка создает атмосферу спокойствия и умиротворения. Белые овальные стены залов-яиц заставляют задуматься о форме мироздания. И даже кажется, что неслучайно здесь именно шесть залов — по числу дней сотворения Богом мира (хотя кураторы не думали об этом). Есть в этом виртуальном вернисаже нечто неземное — на грани фантастики. И все же, все же… Реальный диалог с выставкой был бы иным, нежели погружение в компьютерный симулякр. Искусство требует живого контакта. Но сегодня не приходится выбирать. Мария Москвичева