Художник с волшебным именем Аладдин проводит карантинные дни как обычно – за работой в своей студии на 13-м этаже. Для мастера в любые времена важно уединение – творить можно только наедине с собой. И «МК» в рамках цикла «Искусство БЫТиЯ» отправился в такое место творческого уединения – на вершину башни, где Алладин Гарунов создает картины из ковров, меха, резины и поношенной обуви.
Уроженец села Укуз Курахского района (Дагестан) Аладдин Гарунов давно живет и работает в Москве. Перехал сюда в 1977 году. Устроился сначала слесарем на ЗИЛ, но быстро был переведен на должность художника-оформителя. Потом поступил и успешно окончил МГХПА им. Строганова (отделение художественной обработки металла). Уже тогда начал искать свой стиль, опираясь на искусство авангарда и исторические традиции родины. Еще в ранней живописи Гарунова 1990-х годов, сделанной свободными мазками, читается структура орнамента. И это не декоративные узоры, а смысловые образы. Со временем художник начал вкраплять в холсты предметы реального быта, заставляя их говорить на языке искусства. Ковер – излюбленный персонаж Гарунова – выступает в его работах как текст – система знаков и символов, с помощью которой он рассуждает о национальной и религиозной идентичности, глобализации и судьбах народов, современности и древней культуре. На его холстах сталкиваются и в то же время ведут диалог Восток и Запад, прошлое и будущее…
Сегодня Гарунов – признанный современный художник. Финалист двух премий Кандинского в 2010 и 2012 годах. Участник многочисленных выставок и арт-ярмарок. Его работы показывались в Майами, Дубае, Париже, Венеции и др. Последние годы Гарунов работает в подмосковной мастерской на верхнем этаже 13-этажной башни. Вокруг него сложился свой мир – с одной стороны, наполненный различными предметами и материалами, которые он включает в свои произведения, с другой – чистый и стерильный, Аладдин – настоящий аккуратист.
На вопросы «МК» он ответил в своем концептуальном стиле – написал от руки. Кто знает, быть может, эти письмена, витиевато начертанные на бумаге, станут частью его новой работы.
Ответы для "МК" художник написал от руки.– Какова ваша личная территория творчества? Какое это пространство, его настроение, напиток? Имеет ли значение размер, цвет стен, вид из окна, отсутствие (или присутствие) дополнительных атрибутов (может быть, книг)?
– Моя мастерская находится на последнем этаже тринадцатиэтажной башни. Радует, что над нами никого нет. На этаже только мастерские Союза художников Подмосковья в городе Химки. Стиль и атмосфера мастерской сложились винтажные, много книг, много предметов из быта человеческого, отживших свою жизнь и вновь оживших в моей студии. Радует, что много света из больших окон. Я помешан на чистоте и порядке. Работать начинаю, когда все разложено по своим местам и стерильно чисто.
– Важно ли для вас одиночество во время работы в мастерской? Можете ли вы работать, если рядом находится кто-то еще?
– Мне очень важно общение с близкими мне по духу людьми – быть с ними на одной волне. Но это общение должно быть не во время моей работы. Если ко мне придут люди, я не буду работать, даже если мне с ними уютно и хорошо. Я с ними буду пить чай, общаться, но после, чтобы продолжить работу, я должен остаться один. Это касается и жены, и сына, хотя он тоже выпускник Строгановки.
– Как долго вы можете оставаться в мастерской наедине с собой? Несколько дней, недель, месяцев и не выходить в белый свет?
Мастерская для меня не только место для работы, я в ней живу и только раз в неделю еду в гости домой к жене. Но все же я не могу долго находиться безвылазно в мастерской, мне нужно к людям, нужно нормальное человеческое общение.
Работа из проекта "Зикр" (2010 г.), в котором художник исследовал столкновение массовой культуры и этнической традиции.– Как важно для вас питание, когда приходит вдохновение? Есть ли у вас свои рецепты для подогревания творческой активности?
– Совсем не важно. Я уже несколько лет питаюсь рисом, гречкой, иногда вермишелью, смешав что-то из них с поджаренным филе курицы или индейки. Мне лень, и я не умею и не хочу готовить. Зато, когда я приезжаю домой к жене, мы там отрываемся. Дома с женой я становлюсь гурманом и даже позволяю себе пару бокалов хорошего вина или кофе, который пытаются запретить мне врачи. Для творческой активности я очень ленив и заставляю себя работать, подогревая себя манией величия. Если серьезно, я бываю одержим идеей создать работу с сильной внутренней энергетикой при внешней простоте и минимализме.
"Горящий объект", холст, акрил, ковёр, брезент, резиновый клей.– Говорят, что многие художники работают в «измененном состоянии»? Так ли это для вас? Что вам помогает погрузиться в него?
– Меня еще студентом Строгановки в течение пяти лет пытались увидеть в этом «измененном состоянии», но не случилось. Люблю хорошее вино, и то, главное не вино, а с кем я в теплой и душевной обстановке за бутылкой вина нахожусь. А в творческом состоянии я нахожусь всегда, особенно в метро, когда вижу тела, я их воспринимаю не как людей, а как формы для формотворчества. В меня художник и скульптор, вселился, когда я еще под стол ходил. Как-то мне нагадали, что я и в прошлой жизни был мастерилой.
– Человек для того, чтобы прожить в квартире несколько месяцев должен закупить продукты. А что должно быть в вашей мастерской на два месяца кроме продуктов? Конкретно – каких материалов?
– Как я уже говорил, в мастерской должно быть максимально свободное пространство для создания работы. Я работаю, в основном, на полу, создавая объекты из ковров, резины, поношенной обуви, меха, гудрона, соединяя эти странные, не связанные предметы в идею этно и техно. Красок мне в последнее время много не надо. Использую акрил, который покупаю недалеко, в ОБИ. Запасы прочих материалов я храню на черной лестнице для выхода на крышу дома.
– Как, по-вашему, массовая самоизоляции изменит наш мир? Как скажется на культуре?
– Мир не останется прежним, наступает тяжелое время, которое приведет к обнищанию населения. Когда народ осилит это бремя, снова возникнет ностальгия по истинно ценному. Будут востребованы уже не дутые имена, а по-настоящему сильные и хорошие художники уровня серьезных музеев.
Мария Москвичева
Художник с волшебным именем Аладдин проводит карантинные дни как обычно – за работой в своей студии на 13-м этаже. Для мастера в любые времена важно уединение – творить можно только наедине с собой. И «МК» в рамках цикла «Искусство БЫТиЯ» отправился в такое место творческого уединения – на вершину башни, где Алладин Гарунов создает картины из ковров, меха, резины и поношенной обуви. Уроженец села Укуз Курахского района (Дагестан) Аладдин Гарунов давно живет и работает в Москве. Перехал сюда в 1977 году. Устроился сначала слесарем на ЗИЛ, но быстро был переведен на должность художника-оформителя. Потом поступил и успешно окончил МГХПА им. Строганова (отделение художественной обработки металла). Уже тогда начал искать свой стиль, опираясь на искусство авангарда и исторические традиции родины. Еще в ранней живописи Гарунова 1990-х годов, сделанной свободными мазками, читается структура орнамента. И это не декоративные узоры, а смысловые образы. Со временем художник начал вкраплять в холсты предметы реального быта, заставляя их говорить на языке искусства. Ковер – излюбленный персонаж Гарунова – выступает в его работах как текст – система знаков и символов, с помощью которой он рассуждает о национальной и религиозной идентичности, глобализации и судьбах народов, современности и древней культуре. На его холстах сталкиваются и в то же время ведут диалог Восток и Запад, прошлое и будущее… Сегодня Гарунов – признанный современный художник. Финалист двух премий Кандинского в 2010 и 2012 годах. Участник многочисленных выставок и арт-ярмарок. Его работы показывались в Майами, Дубае, Париже, Венеции и др. Последние годы Гарунов работает в подмосковной мастерской на верхнем этаже 13-этажной башни. Вокруг него сложился свой мир – с одной стороны, наполненный различными предметами и материалами, которые он включает в свои произведения, с другой – чистый и стерильный, Аладдин – настоящий аккуратист. На вопросы «МК» он ответил в своем концептуальном стиле – написал от руки. Кто знает, быть может, эти письмена, витиевато начертанные на бумаге, станут частью его новой работы. Ответы для