Министр культуры Ольга Любимова озвучила то, чего так долго ждал мир искусства и, в частности, театра - когда наконец можно начать работать и главное - каким образом. Первые зрители появятся уже в сентябре и займут свои места в зале, но... в шахматном порядке. Как это будет работать на практике и вернутся ли на работу сотрудники старше 65 лет – мы спросили руководителей крупных московских театров.
фото: Наталия ГубернатороваКирилл Крок, директор Театра им. Ев. Вахтангова: Это не директива, а рекомендация Роспотребнадзора для учреждений культуры, согласованная с нашим министерством. Не хочешь играть спектакли в сентябре – сиди дальше и теряй своего зрителя и театр. Жди, пока пройдет пандемия и всем сделают прививки, ради бога. Я же всецело поддерживаю эту рекомендацию: она – своего рода дорожная карта для нас. Потому что это первый шаг к возвращению театра к привычной жизни. Да, постепенно, но с заботой о людях.
Нам придется исключить возможность близкого контакта внутри театра. К тому же, из-за шахматной рассадки – а это меньше половины зала – люди старшего возраста пока вызываться на работу не будут. Конечно, мы сохраним их заработную плату. Будем надеяться, что в сентябре появятся какие-то прививки, и мы сможем защитить в первую очередь именно своих возрастных сотрудников.
фото: АГН «Москва» Юрий ГрымовЮрий Грымов, художественный руководитель театра «Модерн»: Я рад, что какой-то свет в конце туннеля появился. А вот с шахматным порядком возникает масса вопросов. Например, что делать с гардеробом, буфетом, с актерами и первыми рядами в зале. Мы прекрасно понимаем, что даже у трубача из инструмента воздух выдувается на 5-10 метров. То есть соблюдение этой важной дистанции вызывает определенные трудности.
Второй момент – это деньги. Билеты не смогут быть дороже, чем есть. Наверняка, они станут дешевле, потому что у людей сейчас нет дохода. А сократив зал пополам, мы теряем еще деньги. Точнее, не дополучаем. В моем театре идет спектакль «Война и мир», в котором занято 70 человек, включая хор им. Свешникова. И если в зале будет только половина зрителей, нам придется доплачивать за то, чтобы этот спектакль сыграть. В противном случае, даже в ноль не выйдем. И как быть? Министерство компенсирует это?
В гардеробе театра «Модерн» работают 2 женщины пенсионного возраста. Что мне их сокращать? Они ведь настоящий подарок для театра! Надо изобретать какие-то рабочие меры.
Еще укажу на один немаловажный момент. Ни для кого не секрет, что актер может выйти на сцену больным - это издержки профессии. А в такой ситуации что делать? Я, как художественный руководитель, знаю, что на утренней репетиции у актера температура 38, а вечером спектакль. И что? Отменять? Это раньше можно было выпить таблетки. А сейчас? Переносить спектакль, возвращать билеты, отправлять актера к врачу.
Абсолютно точно нужно начать репетировать в составе до 50 человек. Это необходимо для психологического состояния труппы. Плюс сохранить санитарную обработку в залах, гримерках, начать восстанавливать репертуар, а в сентябре (если эпидемиологическая ситуация позволит) начать полноценно работать. Поверьте, играть на полупустой зал крайне тяжело. Причём, не только актерам, но и зрителям. Дистанция будет увеличивать страх.
фото: Геннадий ЧеркасовТереза Дурова, художественный руководитель «Театриума» на Серпуховке: Я не понимаю безумия своих коллег и паники – мол театр умер или умрет. Все директора сидят на месте и их прямая обязанность принимать решения, а не разводить панику. У каждого театра свои проблемы и свой собственный путь. У одних – взрослая публика, у других – семейная, у одних – тысячник, у других – 50 мест в зале. Труппа одного театра работала все это время на онлайн-контент, а актеры другого театра ушли в отпуск.
Я буду сажать людей в шахматном порядке. И что с того? В большом зале «Театриума» – 1000 человек и, продавая билет на спектакль 6+, я спокойно могу посадить ребенка через одно место от своей мамы. Никто от этого не умрет. У нас есть еще малый зал, где мы играем спектакли для очень маленьких детей. Значит, я буду договариваться, чтобы мама брала ребенка на ручки. Другой вариант – 2 через 2. Это все реально. Еще никому из директоров не поступило директивы «только так и не иначе».
А вот своих возрастных сотрудников – капельдинеров, гардеробщиц – мы побережем, пока не изменится эпидемиологическая обстановка. Я не вижу здесь поводов для паники! Театры каждый год уходят на 1,5-2 месяца в отпуск, и ничего страшного не происходит. Катастрофа – это когда мы начинаем терять людей из-за болезней.
Тамара Михайлова, директор Малого театра: Со слов Министра не прозвучало окончательного решения, конкретика появится в сентябре. По поводу шахматного порядка - это, конечно, лишние скандалы в зале. В театры, как правило, по одному не ходят, и как мы будем рассаживать семью из трех-четырех человек? Получим только лишние упреки в свой адрес. Да и финансовый вопрос никто не отменял. Из тех денег, что мы получаем от продажи билетов, складывается зарплата сотрудников, а так получится только половина зала. Первым делом мы вернем репетиции, а дальше посмотрим по ситуации.
Относительно возрастных сотрудников скажу вам, что своих артистов старше 65 лет мы привозим на машине, а служебный персонал у нас нанимается на сезон. То есть, если ограничения по возрастному принципу сохранятся, то мы их просто не будем нанимать.
Сергей Безруков, худрук «Губернского» театра: Я пока плохо представляю зрителей, рассаженных в зале в шахматном порядке, равно как и социальное дистанцирование в гардеробе или в буфете. Но с другой стороны, для нас в этой ситуации все происходит впервые. Ни у кого в мире не было такого опыта выхода из глобальной пандемии. И если мы стоим перед выбором – либо играем для зрителя, соблюдая социальную дистанцию в зрительном зале и других помещениях, либо не играем вообще – выбор очевиден. Будем учиться существовать в новых условиях. Мне кажется, что это прежде всего будет пожелание самих зрителей, чтобы соблюдалась социальная дистанция в зале.
Экономика театра, безусловно, трещит по швам. И уменьшение количества зрителей в любом случае неизбежно, – не только из-за сокращение мест в зрительном зале в связи с новыми правилами рассадки, но и из-за уменьшения доходов людей, наших зрителей. Странно было бы в такой ситуации думать о повышении цен на билеты. Как бы не пришлось наоборот снижать, чтобы люди все же пришли в театр, несмотря на экономические проблемы.
Я считаю, что сотрудники старше 65 должны продолжать работать, безусловно, соблюдая меры предосторожности, и театр должен помочь им со средствами защиты. Что касается взаимодействия с людьми – как оградить гардеробщика от общения со зрителями? Это невозможно. С другой стороны, статистика показывает, что среди зараженных и заболевших в тяжелой форме много и молодых людей, моложе 45.
Иветта Невинная
Министр культуры Ольга Любимова озвучила то, чего так долго ждал мир искусства и, в частности, театра - когда наконец можно начать работать и главное - каким образом. Первые зрители появятся уже в сентябре и займут свои места в зале, но. в шахматном порядке. Как это будет работать на практике и вернутся ли на работу сотрудники старше 65 лет – мы спросили руководителей крупных московских театров. фото: Наталия Губернаторова Кирилл Крок, директор Театра им. Ев. Вахтангова: Это не директива, а рекомендация Роспотребнадзора для учреждений культуры, согласованная с нашим министерством. Не хочешь играть спектакли в сентябре – сиди дальше и теряй своего зрителя и театр. Жди, пока пройдет пандемия и всем сделают прививки, ради бога. Я же всецело поддерживаю эту рекомендацию: она – своего рода дорожная карта для нас. Потому что это первый шаг к возвращению театра к привычной жизни. Да, постепенно, но с заботой о людях. Нам придется исключить возможность близкого контакта внутри театра. К тому же, из-за шахматной рассадки – а это меньше половины зала – люди старшего возраста пока вызываться на работу не будут. Конечно, мы сохраним их заработную плату. Будем надеяться, что в сентябре появятся какие-то прививки, и мы сможем защитить в первую очередь именно своих возрастных сотрудников. фото: АГН «Москва» Юрий Грымов Юрий Грымов, художественный руководитель театра «Модерн»: Я рад, что какой-то свет в конце туннеля появился. А вот с шахматным порядком возникает масса вопросов. Например, что делать с гардеробом, буфетом, с актерами и первыми рядами в зале. Мы прекрасно понимаем, что даже у трубача из инструмента воздух выдувается на 5-10 метров. То есть соблюдение этой важной дистанции вызывает определенные трудности. Второй момент – это деньги. Билеты не смогут быть дороже, чем есть. Наверняка, они станут дешевле, потому что у людей сейчас нет дохода. А сократив зал пополам, мы теряем еще деньги. Точнее, не дополучаем. В моем театре идет спектакль «Война и мир», в котором занято 70 человек, включая хор им. Свешникова. И если в зале будет только половина зрителей, нам придется доплачивать за то, чтобы этот спектакль сыграть. В противном случае, даже в ноль не выйдем. И как быть? Министерство компенсирует это? В гардеробе театра «Модерн» работают 2 женщины пенсионного возраста. Что мне их сокращать? Они ведь настоящий подарок для театра! Надо изобретать какие-то рабочие меры. Еще укажу на один немаловажный момент. Ни для кого не секрет, что актер может выйти на сцену больным - это издержки профессии. А в такой ситуации что делать? Я, как художественный руководитель, знаю, что на утренней репетиции у актера температура 38, а вечером спектакль. И что? Отменять? Это раньше можно было выпить таблетки. А сейчас? Переносить спектакль, возвращать билеты, отправлять актера к врачу. Абсолютно точно нужно начать репетировать в составе до 50 человек. Это необходимо для психологического состояния труппы. Плюс сохранить санитарную обработку в залах, гримерках, начать восстанавливать репертуар, а в сентябре (если эпидемиологическая ситуация позволит) начать полноценно работать. Поверьте, играть на полупустой зал крайне тяжело. Причём, не только актерам, но и зрителям. Дистанция будет увеличивать страх. фото: Геннадий Черкасов Тереза Дурова, художественный руководитель «Театриума» на Серпуховке: Я не понимаю безумия своих коллег и паники – мол театр умер или умрет. Все директора сидят на месте и их прямая обязанность принимать решения, а не разводить панику. У каждого театра свои проблемы и свой собственный путь. У одних – взрослая публика, у других – семейная, у одних – тысячник, у других – 50 мест в зале. Труппа одного театра работала все это время на онлайн-контент, а актеры другого театра ушли в отпуск. Я буду сажать людей в шахматном порядке. И что с того? В большом зале «Театриума» – 1000 человек и, продавая билет на спектакль 6 , я спокойно могу посадить ребенка через одно место от своей мамы. Никто от этого не умрет. У нас есть еще малый зал, где мы играем спектакли для очень маленьких детей. Значит, я буду договариваться, чтобы мама брала ребенка на ручки. Другой вариант – 2 через 2. Это все реально. Еще никому из директоров не поступило директивы «только так и не иначе». А вот своих возрастных сотрудников – капельдинеров, гардеробщиц – мы побережем, пока не изменится эпидемиологическая обстановка. Я не вижу здесь поводов для паники! Театры каждый год уходят на 1,5-2 месяца в отпуск, и ничего страшного не происходит. Катастрофа – это когда мы начинаем терять людей из-за болезней. Тамара Михайлова, директор Малого театра: Со слов Министра не прозвучало окончательного решения, конкретика появится в сентябре. По поводу шахматного порядка - это, конечно, лишние скандалы в зале. В театры, как правило, по одному не ходят, и как мы будем рассаживать семью из трех-четырех человек? Получим только лишние упреки в свой адрес. Да и финансовый вопрос никто не отменял. Из тех денег, что мы получаем от продажи билетов, складывается зарплата сотрудников, а так получится только половина зала. Первым делом мы вернем репетиции, а дальше посмотрим по ситуации. Относительно возрастных сотрудников скажу вам, что своих артистов старше 65 лет мы привозим на машине, а служебный персонал у нас нанимается на сезон. То есть, если ограничения по возрастному принципу сохранятся, то мы их просто не будем нанимать. Сергей Безруков, худрук «Губернского» театра: Я пока плохо представляю зрителей, рассаженных в зале в шахматном порядке, равно как и социальное дистанцирование в гардеробе или в буфете. Но с другой стороны, для нас в этой ситуации все происходит впервые. Ни у кого в мире не было такого опыта выхода из глобальной пандемии. И если мы стоим перед выбором – либо играем для зрителя, соблюдая социальную дистанцию в зрительном зале и других помещениях, либо не играем вообще – выбор очевиден. Будем учиться существовать в новых условиях. Мне кажется, что это прежде всего будет пожелание самих зрителей, чтобы соблюдалась социальная дистанция в зале. Экономика театра, безусловно, трещит по швам. И уменьшение количества зрителей в любом случае неизбежно, – не только из-за сокращение мест в зрительном зале в связи с новыми правилами рассадки, но и из-за уменьшения доходов людей, наших зрителей. Странно было бы в такой ситуации думать о повышении цен на билеты. Как бы не пришлось наоборот снижать, чтобы люди все же пришли в театр, несмотря на экономические проблемы. Я считаю, что сотрудники старше 65 должны продолжать работать, безусловно, соблюдая меры предосторожности, и театр должен помочь им со средствами защиты. Что касается взаимодействия с людьми – как оградить гардеробщика от общения со зрителями? Это невозможно. С другой стороны, статистика показывает, что среди зараженных и заболевших в тяжелой форме много и молодых людей, моложе 45. Иветта Невинная