Первая после пандемии выставка Исторического музея сразу открывается масштабным собранием работ одного из ключевых художников XVIII века. Федор Рокотов не только запечатлел членов царской семьи и представителей московского дворянства, но и повлиял на развитие портретного жанра в целом. Зрители увидят и жемчужину коллекции – парадный портрет Екатерины II. Он специально был заказан Рокотову, чтобы заменять непонравившийся императрице аналогичный портрет парижского живописца Александра Рослина.
Выставка «Федор Рокотов. Собрание Исторического музея» впервые открыта для посетителей в полном объеме. Большая часть экспонирующихся произведений – это камерные портреты московского дворянства. В том числе образы поэта Александра Сумарокова, графа Дмитрия Матюшкина и московской красавицы Александры Васильчиковой. Как отмечают в музее, многие из этих работ ранее не демонстрировались, а некоторые впервые стали частью экспозиции только после установления подлинности кисти Рокотова.
«Коллекция работ Федора Рокотова - настоящая жемчужина нашего собрания, и в таком полном объеме она показывается впервые. Причем не только работы самого Рокотова, которые атрибутированы, но и работы его круга, его мастерской», – рассказывает директора музея Алексей Левыкин. По его словам, выставка должна была открыться еще в мае, но из-за пандемии сроки пришлось скорректировать.
ГИМ по праву гордится своей коллекцией работ Рокотова, которая занимает третье место по количеству картин после Русского музея и Третьяковской галереи. Сегодня она содержит 16 подлинных полотен знаменитого портретиста и две копии, написанные им вместе с учеником.
«Копии часто заказывали для близких. Они стоили дешевле и исполнялись обычно в мастерской, руководитель которой мог пройтись своей кистью по верхнему слою и расставить акценты», — рассказывает куратор выставки Людмила Руднева.
Центральное место выставки занимает большой парадный портрет Екатерины II. Это видоизмененная копия картины парижского живописца Александра Рослина, раскритикованная царицей. «Изобразил меня кухаркой и сделал на 20 лет старше!» — негодовала она. Специально заказанный затем Рокотову портрет был предназначен для того, чтобы заменять в копиях с оригинала Рослина изображение лица императрицы.
Портрет императрицы Екатерины II. Художник Ф. С. Рокотов Фото: Государственный исторический музейРокотов неоднократно получал заказы на создание портретов членов царской семьи, что считалось высшим атрибутом признания его мастерства. Каждая работа — шедевр со своими, «рокотовскими» глазами. «В этот раз мы предложили посетителям уникальную возможность — увидеть каждую работу более детально. Для этого на мониторе демонстрируется съемка под микроскопом, рентгеном и инфракрасными лучами. Это позволяет заглянуть в процесс создания картины, отметить скрытые от невооруженного взгляда слои, рассмотреть технику письма Рокотова. А она у него была неподражаема. Художник накладывал мазки разными способами — зигзагом, веером. Он создал удивительные приемы, которые позволяли придавать глазам персонажей живость», — отметила Руднева.
Рокотов первым из живописцев нового времени обратился к теме духовной жизни человека. Его друг, помещик Николай Струйский говорил, что он «проникал во внутренность души», сумел выразить тончайшие нюансы душевных движений языком живописи - посредством красок, линий, композиции.
Сотрудники музея пять лет исследовали фонды, чтобы найти неизвестные работы художника. К тому же, зрители увидят процесс реставрации его картин, снятых на видео в Государственном научно-исследовательском институте специально для этой выставки.
Иветта Невинная
Первая после пандемии выставка Исторического музея сразу открывается масштабным собранием работ одного из ключевых художников XVIII века. Федор Рокотов не только запечатлел членов царской семьи и представителей московского дворянства, но и повлиял на развитие портретного жанра в целом. Зрители увидят и жемчужину коллекции – парадный портрет Екатерины II. Он специально был заказан Рокотову, чтобы заменять непонравившийся императрице аналогичный портрет парижского живописца Александра Рослина. Выставка «Федор Рокотов. Собрание Исторического музея» впервые открыта для посетителей в полном объеме. Большая часть экспонирующихся произведений – это камерные портреты московского дворянства. В том числе образы поэта Александра Сумарокова, графа Дмитрия Матюшкина и московской красавицы Александры Васильчиковой. Как отмечают в музее, многие из этих работ ранее не демонстрировались, а некоторые впервые стали частью экспозиции только после установления подлинности кисти Рокотова. «Коллекция работ Федора Рокотова - настоящая жемчужина нашего собрания, и в таком полном объеме она показывается впервые. Причем не только работы самого Рокотова, которые атрибутированы, но и работы его круга, его мастерской», – рассказывает директора музея Алексей Левыкин. По его словам, выставка должна была открыться еще в мае, но из-за пандемии сроки пришлось скорректировать. ГИМ по праву гордится своей коллекцией работ Рокотова, которая занимает третье место по количеству картин после Русского музея и Третьяковской галереи. Сегодня она содержит 16 подлинных полотен знаменитого портретиста и две копии, написанные им вместе с учеником. «Копии часто заказывали для близких. Они стоили дешевле и исполнялись обычно в мастерской, руководитель которой мог пройтись своей кистью по верхнему слою и расставить акценты», — рассказывает куратор выставки Людмила Руднева. Центральное место выставки занимает большой парадный портрет Екатерины II. Это видоизмененная копия картины парижского живописца Александра Рослина, раскритикованная царицей. «Изобразил меня кухаркой и сделал на 20 лет старше!» — негодовала она. Специально заказанный затем Рокотову портрет был предназначен для того, чтобы заменять в копиях с оригинала Рослина изображение лица императрицы. Портрет императрицы Екатерины II. Художник Ф. С. Рокотов Фото: Государственный исторический музей Рокотов неоднократно получал заказы на создание портретов членов царской семьи, что считалось высшим атрибутом признания его мастерства. Каждая работа — шедевр со своими, «рокотовскими» глазами. «В этот раз мы предложили посетителям уникальную возможность — увидеть каждую работу более детально. Для этого на мониторе демонстрируется съемка под микроскопом, рентгеном и инфракрасными лучами. Это позволяет заглянуть в процесс создания картины, отметить скрытые от невооруженного взгляда слои, рассмотреть технику письма Рокотова. А она у него была неподражаема. Художник накладывал мазки разными способами — зигзагом, веером. Он создал удивительные приемы, которые позволяли придавать глазам персонажей живость», — отметила Руднева. Рокотов первым из живописцев нового времени обратился к теме духовной жизни человека. Его друг, помещик Николай Струйский говорил, что он «проникал во внутренность души», сумел выразить тончайшие нюансы душевных движений языком живописи - посредством красок, линий, композиции. Сотрудники музея пять лет исследовали фонды, чтобы найти неизвестные работы художника. К тому же, зрители увидят процесс реставрации его картин, снятых на видео в Государственном научно-исследовательском институте специально для этой выставки. Иветта Невинная