Владелица пермской закусочной «Шаурма не за горами» Вероника Бурдина своим рекламным постом в соцсетях привлекла внимание председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Димитрия Смирнова, который от лица РПЦ высказал отрицательное отношение к такому способу привлечения клиентов. Его поддержал секретарь Пермского епархиального управления Андрей Литовка, заявив, что «христианские образы используются в рекламе мусульманского блюда». Тем временем в соцсетях разгорелся спор, является ли выложенное хозяйкой заведения изображение обнаженной девушки с нимбом над головой и крылышками из «божественной шаурмы» богохульством?
фото: pixabay.comЭтот пост с подписью «Нет смысла быть ПП-мученицей (Правильного Питания — авт.), когда есть божественно вкусная #шаурманезагорами, где можно поддаться искушению без греха для фигуры» появился на страничке закусочной «Шаурма не за горами» в соцсети «Вконтакте» еще 27 апреля. После жесткой реакции РПЦ владелица общепита пост немедленно удалила, заявив, что не преследовала цели оскорбить или высмеять христианские символы, поскольку сама «является крещеной и уважительно относится ко всем религиям». Бурдина пояснила, что коллектив заведения старается выбирать для рекламы «нетривиальный контент»: «Просто есть устоявшиеся шаблоны, которые можно встретить в интернете, вроде "божественной шаурмы". Есть группы, в которых обсуждают вкусы шаурмы в Перми и других городах. Нам эти шаблоны навеяли такие картинки, мы от них и стали отталкиваться».
Но оправдания не смягчили позицию секретаря Пермского епархиального управления Андрея Литовку, который назвал случившееся «форменным безобразием» и пообещал, что «с крестными ходами вокруг заведения ходить не будем, но адекватный ответ дадим». Секретарь сообщил, что в Пермскую епархию поступают звонки от оскорбленных в своих религиозных чувствах граждан: «Подаем заявление в полицию! Такое пропускать нельзя! Почему нашу религию используют?»
Таким образом по инициативе РПЦ «дело о шаурме» дошло до Федеральной антимонопольной службы (ФАС), где заявили, что инцидент предположительно попадает под статью 5, часть 6 «Закона о рекламе», запрещающую использование «непристойных и оскорбительных образов в отношении религиозных символов». А является ли девушка с нимбом и крылышками из шаурмы «непристойной и оскорбительной», решит экспертный совет УФАС по Пермскому краю на своем заседании.
- Мое мнение, что таковой она признана не будет, - прокомментировали «МК» в центральном аппарате ФАС. - Во-первых, потому что реклама была оперативно удалена. Во-вторых, потому что она не носит характер преднамеренного оскорбления, скорее, неудачной шутки, оплошности, которая была оперативно исправлена. Впрочем, решать это будут по месту происшествия в Перми. Разумеется, не отреагировать на критику РПЦ в управлении не могли.
Тем временем пользователи Сети в своем большинстве не разделяют столь жесткую позицию РПЦ:
«Да ведь хозяйка шаурмы уже покаялась и встала на путь исправления!»
«А французы вообще карикатуры на Магомета рисовали!»
«Тогда леденцы в виде ангелочков тоже надо запретить, богохульство их сосать!»
Защитники «божественной шаурмы» даже провели аналогию с «Божественной комедией» Данте, которую тоже неоднократно пытались запретить как «богохульную» - как из-за названия, так и из-за контента. Самый современный «наезд» на произведение Данте произошел со стороны организации, позиционирующей себя одним из консультантов Экономического и Социального совета ООН. Эксперты этой организации обнаружили в бессмертном шедевре «массу антисемитских, исламофобских, гомофобских и расистских высказываний» и потребовали запретить изучение «Божественной комедии» в школьной программе «развитых стран». Президент организации Валентина Серени заявила, что, по мнению специалистов, «исламский пророк Магомет представлен в произведении как "раскольник", а религия ислам как "ересь". Кроме того, образ Магомета, который в поэме обезображен за свои грехи, оскорбляет исламскую культуру. В описании Магомета используются вульгарные слова, а описанные образы настолько ужасны, что при переводе Божественной комедии на арабский язык филолог Хасан Осман пропустил эти строчки, посчитав их преступлением».
Покоробила организацию и «нетерпимость Данте к гомосексуалистам и сравнению их с «содомитами» и насильниками над естеством».
- Мы бы хотели, чтобы было признано, что в Божественной комедии имеются расистские, исламофобские и антисемитские выражения, - заявила президент организации, взывая к «современным законам и конвенциям, которые призваны защищать культурное разнообразие и не допускать дискриминацию, ненависть или насилие в отношении расовых, этнических, религиозных или сексуальных меньшинств».
«Искусство состоит из формы и содержания, но даже если признать, что в Комедии существуют разные уровни интерпретации - символический, метафорический, иконографический и эстетический, они не могут отменить то, что в текстуальной части «Божественной комедии» встречаются очевидно порочащие высказывания» - постановили эксперты организации. Однако «Божественная комедия» так и осталась в школьной программе практически всех стран мира.
Шаурма тоже состоит из формы и содержания, и, если вкус ее действительно божественен, отсутствие религиозных ассоциаций в рекламе ее никак не испортит.
Жанна Голубицкая
Владелица пермской закусочной «Шаурма не за горами» Вероника Бурдина своим рекламным постом в соцсетях привлекла внимание председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Димитрия Смирнова, который от лица РПЦ высказал отрицательное отношение к такому способу привлечения клиентов. Его поддержал секретарь Пермского епархиального управления Андрей Литовка, заявив, что «христианские образы используются в рекламе мусульманского блюда». Тем временем в соцсетях разгорелся спор, является ли выложенное хозяйкой заведения изображение обнаженной девушки с нимбом над головой и крылышками из «божественной шаурмы» богохульством? фото: pixabay.com Этот пост с подписью «Нет смысла быть ПП-мученицей (Правильного Питания — авт.), когда есть божественно вкусная