Завтра, 21 сентября, отмечается праздник, считающихся одним из основных для православных верующих, Рождество Пресвятой Богородицы. Он посвящен рождению Девы Марии в семье праведных Иоакима и Анны — событию, описанному апокрифическом Протоевангелии Иакова.
Хотя в Новом Завете не содержится информации о рождении Пресвятой Богородицы, в Протоевангелии Иакова говорится, что благочестивая семейная пара из Иерусалима, Иоаким и Анна, долго не могли иметь детей. Однако после того, как супруги помолились, им явился ангел, возвестивший, что Анна родит ребенка. Через девять месяцев у них родилась дочь, которая впоследствии стала матерью Иисуса Христа. Хотя «Протоевангелие Иакова» не является каноническим, оно оказало влияние на традиции католической и православной церквей.
Рождество Пресвятой Богородицы относится к двунадесятым праздникам — двенадцати важнейшим религиозным праздникам после Пасхи — и является первым из них с хронологической точки зрения, поскольку церковный год начинается 14 сентября по григорианскому календарю. При этом дни, посвящённые событиям из жизни Богородицы, имеют более низкий статус, чем Господские праздники, в которые прославляется Иисус Христос. Тем не менее, каждый из двунадесятых праздников имеет для православных христиан большое значение.
Как и в случае со множеством других православных праздников, у восточных славян к Рождеству Пресвятой Богородицы был приурочен праздник народно-христианский. Он носил название Осенины, праздник урожая и угощения. К этому дню крестьяне завершали полевые работы, поэтому день считался праздником урожая и встречи осени. В некоторых местностях в этот день в избе гасили старый огонь, после чего ударами кремня или трением дерева добывали новый. Рано утром женщины выходили на берега рек и озер с хлебом и киселем. Также в этот день было принято посещать новобрачных. Зачастую праздник отмечали с большим разгулом, и если урожай был богатым, устраивалось большое застолье. Также праздник был связан с осенним равноденствием.
По некоторым данным, восточные славяне считали, что погода, которая устанавливается на Осенины, сохранится до зимы. Если в этот день люди видели, что зайцы роют глубокие норы, это означало, что зима будет холодной. Также в ряде интернет-источников упоминается, что в этот день было принято избегать ссор, тяжелой работы, шиться и прочих занятий, отвлекающих от высоких мыслей. Помимо этого, как утверждается, на праздник было нельзя брать в руки ножницы и отказывать кому-либо в помощи.
Читайте материал «Положение Пояса Пресвятой Богородицы: история и значение праздника»
Дмитрий Истров
Завтра, 21 сентября, отмечается праздник, считающихся одним из основных для православных верующих, Рождество Пресвятой Богородицы. Он посвящен рождению Девы Марии в семье праведных Иоакима и Анны — событию, описанному апокрифическом Протоевангелии Иакова. Хотя в Новом Завете не содержится информации о рождении Пресвятой Богородицы, в Протоевангелии Иакова говорится, что благочестивая семейная пара из Иерусалима, Иоаким и Анна, долго не могли иметь детей. Однако после того, как супруги помолились, им явился ангел, возвестивший, что Анна родит ребенка. Через девять месяцев у них родилась дочь, которая впоследствии стала матерью Иисуса Христа. Хотя «Протоевангелие Иакова» не является каноническим, оно оказало влияние на традиции католической и православной церквей. Рождество Пресвятой Богородицы относится к двунадесятым праздникам — двенадцати важнейшим религиозным праздникам после Пасхи — и является первым из них с хронологической точки зрения, поскольку церковный год начинается 14 сентября по григорианскому календарю. При этом дни, посвящённые событиям из жизни Богородицы, имеют более низкий статус, чем Господские праздники, в которые прославляется Иисус Христос. Тем не менее, каждый из двунадесятых праздников имеет для православных христиан большое значение. Как и в случае со множеством других православных праздников, у восточных славян к Рождеству Пресвятой Богородицы был приурочен праздник народно-христианский. Он носил название Осенины, праздник урожая и угощения. К этому дню крестьяне завершали полевые работы, поэтому день считался праздником урожая и встречи осени. В некоторых местностях в этот день в избе гасили старый огонь, после чего ударами кремня или трением дерева добывали новый. Рано утром женщины выходили на берега рек и озер с хлебом и киселем. Также в этот день было принято посещать новобрачных. Зачастую праздник отмечали с большим разгулом, и если урожай был богатым, устраивалось большое застолье. Также праздник был связан с осенним равноденствием. По некоторым данным, восточные славяне считали, что погода, которая устанавливается на Осенины, сохранится до зимы. Если в этот день люди видели, что зайцы роют глубокие норы, это означало, что зима будет холодной. Также в ряде интернет-источников упоминается, что в этот день было принято избегать ссор, тяжелой работы, шиться и прочих занятий, отвлекающих от высоких мыслей. Помимо этого, как утверждается, на праздник было нельзя брать в руки ножницы и отказывать кому-либо в помощи. Читайте материал «Положение Пояса Пресвятой Богородицы: история и значение праздника» Дмитрий Истров