Образ «Господа Вседержителя», или «Спас Москворецкий», это уникальный памятник русской иконописи. Это один из последних образов, созданных в старой традиции — до реформы патриарха Никона. Именно он расколол ранее единую русскую православную церковь. Образ был написан северным мастером; он стал даром Соловецкой обители Зосимо-Савватьевской пустыни. Эту пустынь основал Стефан Вонифатьев, духовник царя Алексея Михайловича, протопоп Благовещенского собора московского Кремля. Будучи человеком состоятельным, он жертвовал крупные денежные суммы Соловецкому монастырю.
Образ написан в своеобразной манере ― Иисус Христос изображен «оплечь». Его правая рука поднята и благословляет, а левая держит раскрытое Евангелие. Такой иконописный извод получил название «москворецкий», хотя он был создан далеко от берегов Москвы-реки. Дело в том, что икона была помещена в часовне возле Москворецких ворот (ныне несуществующих), также принадлежащей Зосимо-Савватьевской пустыни. Эта церковная реликвия скоро прослыла чудотворной, дарующей исцеление истинно верующим. К ней стали приходить на поклон многочисленные паломники. Они дали иконе свое имя, закрепившееся в народе ― «Спас Москворецкий».
Относительно благополучно пережив первые послереволюционные годы, православную святыню забрали из часовни и поместили в Государственный исторический музей. Вскоре она пропала, ориентировочно в 1927 году. Долгие годы о ней не было никаких известий. В 2018 году реликвию спас, приобретя на рынке антиквариата, меценат Станислав Юрьевич Николаев. Это председатель Совета Директоров «Меркатор Холдинг» (компании, занимающейся разработкой, производством и поставками спецтехники прим.ред).
Очень быстро удалось установить, что купленная икона — это тот самый «Спас Москворецкий», считавшийся пропавшим. На это указывали и размеры изделия — 150х125 см, что соответствует музейной описи 1921 года, с поправкой на измерение в неметрических единицах, в аршинах и вершках. Надписи соответствовали богослужебным книгам, сделанным до Никонова «исправления». Подлинность старинного образа подтверждали и такие детали, как следы гвоздей, удерживавших ризу, и ожоги от свечей, которые не в меру ретивые богомольцы старались прилепить поближе к образу. Все это указывало на многолетнюю традицию почитания.
Станислав Николаев принял ответственное решение. По его мнению, старинная чудотворная икона не может быть заперта в частной коллекции, она «должна дарить чудеса всем страждущим». Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл благословил передачу реликвии в Покровский собор (более известный под прозвищем Храм Василия Блаженного), являющийся одновременно и действующим храмом, и музеем. Торжественный акт передачи состоялся 14 октября. «Икона обрела свое место — надеюсь, на долгие годы, а может быть, и века», — отметил меценат из «Меркатор Холдинга».
Высоко оценил дар Станислава Юрьевича Николаева и директор ГИМ Алексей Левыкин. Он сказал, что фонды Исторического музея пополнялись благодаря меценатам, и традиция русского меценатства не только не ушла в прошлое, но и успешно продолжается.
Образ «Господа Вседержителя», или «Спас Москворецкий», это уникальный памятник русской иконописи. Это один из последних образов, созданных в старой традиции — до реформы патриарха Никона. Именно он расколол ранее единую русскую православную церковь. Образ был написан северным мастером; он стал даром Соловецкой обители Зосимо-Савватьевской пустыни. Эту пустынь основал Стефан Вонифатьев, духовник царя Алексея Михайловича, протопоп Благовещенского собора московского Кремля. Будучи человеком состоятельным, он жертвовал крупные денежные суммы Соловецкому монастырю. Образ написан в своеобразной манере ― Иисус Христос изображен «оплечь». Его правая рука поднята и благословляет, а левая держит раскрытое Евангелие. Такой иконописный извод получил название «москворецкий», хотя он был создан далеко от берегов Москвы-реки. Дело в том, что икона была помещена в часовне возле Москворецких ворот (ныне несуществующих), также принадлежащей Зосимо-Савватьевской пустыни. Эта церковная реликвия скоро прослыла чудотворной, дарующей исцеление истинно верующим. К ней стали приходить на поклон многочисленные паломники. Они дали иконе свое имя, закрепившееся в народе ― «Спас Москворецкий». Относительно благополучно пережив первые послереволюционные годы, православную святыню забрали из часовни и поместили в Государственный исторический музей. Вскоре она пропала, ориентировочно в 1927 году. Долгие годы о ней не было никаких известий. В 2018 году реликвию спас, приобретя на рынке антиквариата, меценат Станислав Юрьевич Николаев. Это председатель Совета Директоров «Меркатор Холдинг» (компании, занимающейся разработкой, производством и поставками спецтехники прим.ред). Очень быстро удалось установить, что купленная икона — это тот самый «Спас Москворецкий», считавшийся пропавшим. На это указывали и размеры изделия — 150х125 см, что соответствует музейной описи 1921 года, с поправкой на измерение в неметрических единицах, в аршинах и вершках. Надписи соответствовали богослужебным книгам, сделанным до Никонова «исправления». Подлинность старинного образа подтверждали и такие детали, как следы гвоздей, удерживавших ризу, и ожоги от свечей, которые не в меру ретивые богомольцы старались прилепить поближе к образу. Все это указывало на многолетнюю традицию почитания. Станислав Николаев принял ответственное решение. По его мнению, старинная чудотворная икона не может быть заперта в частной коллекции, она «должна дарить чудеса всем страждущим». Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл благословил передачу реликвии в Покровский собор (более известный под прозвищем Храм Василия Блаженного), являющийся одновременно и действующим храмом, и музеем. Торжественный акт передачи состоялся 14 октября. «Икона обрела свое место — надеюсь, на долгие годы, а может быть, и века», — отметил меценат из «Меркатор Холдинга». Высоко оценил дар Станислава Юрьевича Николаева и директор ГИМ Алексей Левыкин. Он сказал, что фонды Исторического музея пополнялись благодаря меценатам, и традиция русского меценатства не только не ушла в прошлое, но и успешно продолжается.