Необычное исследование картины Дмитрия Левицкого «Портрет Ф. П. Макеровского в маскарадном костюме» (1789 г.) провели ученые МФТИ и Института общей и неорганической химии РАН в Третьяковской галерее.
Портрет Фавста Петровича Макеровского — один из шедевров зрелого творчества Левицкого и редкий пример детского парадного костюмированного портрета в русской живописи. Выставлявшийся длительно время в основной экспозиции, он накопил множество повреждений и требовал реставрации. Подходить к процессу надо было очень осторожно, чтобы не повредить само полотно, состоявщее из трех частей. К тому же неоднородность его основы давала специалистам повод подозревать, что не все части изображенного мальчика принадлежат руке великого художника. Спорной была часть ниже его колен, где крепилась средняя и нижняя вставки.
Подтвердить или опровергнуть версию о чужеродном вмешательстве решено было при помощи современных инструментальных способов. Для исследования создали коллаборацию из искусствоведов, физиков и химиков, которым предстояло определить структуру полотна и проанализировать элементы его состава.
На первом этапе картину исследовали при помощи рентгеновского облучателя, который был привезен прямо в Третьяковскую галерею (места, исследуемые этим методом, на фото отмечены белыми кружочками). Но для того, чтобы изучить структуру грунтового покрытия холста в нижней, спорной его части, специалистам все-таки пришлось отбирать пробы (эти места обозначены красными кружочками). Образцы краски и грунта были более детально изучены при помощи электронной микроскопии и спектроскопии.
На первом этапе исследования ученые определили, что грунт основной, верхней части картины сильно отличается своей двуслойностью: нижний слой состоит из каолиновой глины, верхний — из свинцовых белил. Грунт двух нижних вставок состоял только из одного слоя. Это вызывало дополнительный интерес. Однако позже выяснилось, что нижний слой грунта дополнительных частей холста также состоит из каолиновой глины, выполненный рукой Левицкого. Швы, соединяющие все части, несмотря на некоторые различия, также оказались подобными друг другу. По всей видимости, в процессе написания портрета, автор надставлял полотно, и у него просто не хватило времени нанести на дополнительные вставки два слоя грунта.
Сейчас картина передана реставраторам Третьяковки. По завершению их работы «Портрет Ф. П. Макеровского в маскарадном костюме», насчет авторства которого теперь ни у кого не возникнут вопросы, вернут в основную экспозицию галереи.
Наталья Веденеева Заголовок в газете: Ноги на картине Дмитрия Левицкого обрели истинного автора Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28210 от 5 марта 2020
Необычное исследование картины Дмитрия Левицкого «Портрет Ф. П. Макеровского в маскарадном костюме» (1789 г.) провели ученые МФТИ и Института общей и неорганической химии РАН в Третьяковской галерее. Портрет Фавста Петровича Макеровского — один из шедевров зрелого творчества Левицкого и редкий пример детского парадного костюмированного портрета в русской живописи. Выставлявшийся длительно время в основной экспозиции, он накопил множество повреждений и требовал реставрации. Подходить к процессу надо было очень осторожно, чтобы не повредить само полотно, состоявщее из трех частей. К тому же неоднородность его основы давала специалистам повод подозревать, что не все части изображенного мальчика принадлежат руке великого художника. Спорной была часть ниже его колен, где крепилась средняя и нижняя вставки. Подтвердить или опровергнуть версию о чужеродном вмешательстве решено было при помощи современных инструментальных способов. Для исследования создали коллаборацию из искусствоведов, физиков и химиков, которым предстояло определить структуру полотна и проанализировать элементы его состава. На первом этапе картину исследовали при помощи рентгеновского облучателя, который был привезен прямо в Третьяковскую галерею (места, исследуемые этим методом, на фото отмечены белыми кружочками). Но для того, чтобы изучить структуру грунтового покрытия холста в нижней, спорной его части, специалистам все-таки пришлось отбирать пробы (эти места обозначены красными кружочками). Образцы краски и грунта были более детально изучены при помощи электронной микроскопии и спектроскопии. На первом этапе исследования ученые определили, что грунт основной, верхней части картины сильно отличается своей двуслойностью: нижний слой состоит из каолиновой глины, верхний — из свинцовых белил. Грунт двух нижних вставок состоял только из одного слоя. Это вызывало дополнительный интерес. Однако позже выяснилось, что нижний слой грунта дополнительных частей холста также состоит из каолиновой глины, выполненный рукой Левицкого. Швы, соединяющие все части, несмотря на некоторые различия, также оказались подобными друг другу. По всей видимости, в процессе написания портрета, автор надставлял полотно, и у него просто не хватило времени нанести на дополнительные вставки два слоя грунта. Сейчас картина передана реставраторам Третьяковки. По завершению их работы «Портрет Ф. П. Макеровского в маскарадном костюме», насчет авторства которого теперь ни у кого не возникнут вопросы, вернут в основную экспозицию галереи. Наталья Веденеева Заголовок в газете: Ноги на картине Дмитрия Левицкого обрели истинного автора Опубликован в газете