Расхожее мнение «талант себе дорогу пробьёт» является верным далеко не всегда. Слишком хрупкая, слишком нежная это субстанция — настоящий талант. И далеко не всегда он способен пробиться без помощи извне, как не каждый росток может проломить толщу асфальта.
Для того, чтобы помочь юным талантам, поддержать их, дать мощный импульс к развитию, четыре года назад в городе Сочи был создан Образовательный центр «Сириус». Он предназначен для детей, проявивших выдающиеся способности в области искусств, спорта и науки. В июле здесь состоялось событие мирового масштаба: конкурс юных музыкантов «Созвездие» и грандиозный бетховенский марафон, в ходе которого прозвучали все пять концертов великого классика в исполнении знаменитой Саксонской государственной капеллы и выдающегося немецкого пианиста Рудольфа Бухбиндера.
Первое, на что обращаешь внимание, оказавшись на территории «Сириуса» - это собственно дети. Никогда не видела в одном месте такое количество одухотворенных детских лиц. Вроде обычные подростки — в кроссовках, бейсболках, рваных джинсах — а лица такие, словно они и правда с Сириуса. На каждом — печать вдохновения, интеллекта, страсти к своему делу.
Ежемесячно сюда приезжают до 800 ребят от 10 до 17 лет из всех регионов России. За четыре года выпускниками «Сириуса» стали более 30 тысяч школьников. Среди достижений выпускников — победы на международных и всероссийских олимпиадах, спортивных соревнованиях, музыкальных и художественных конкурсах.
В июльские дни, пока проходил конкурс юных исполнителей «Созвездие», из окон огромного кампуса, где жили участники, постоянно были слышны звуки музыки. И это тоже придавало всему происходящему оттенок волшебства.
По итогам конкурса были определены три первые премии в номинациях оркестровые струнные, оркестровые духовые и ударные инструменты. Из-за высочайших требований, которые предъявляются к юным исполнителям, жюри приняло решение не присуждать первую премию в номинации фортепиано.
Председатель жюри, Народный артист РФ Сергей Ролдугин так объяснил этот факт:
- Мы не стали присуждать первую премию по фортепиано, чтобы ребята поняли — они вышли на тот уровень, когда все серьезно, когда детство закончилось. Можно было бы и дать эту премию — но участники немного не дотянули до того класса, к которому обязывает победа в нашем конкурсе. Имена победителей в дальнейшем должны работать на репутацию Центра, это должен быть высочайший уровень. Дальше они будут нести славу российского искусства по всему миру. Эти имена мы потом увидим на афишах лучших концертных площадок мира.
В финальный тур за Гран-при вышли 13-летний ударник Андрей Тарануха из Санкт-Петербурга, 15-летняя гобоистка Варвара Петрова из Центральной музыкальной школы при московской консерватории и еще одна ученица ЦМШ – скрипачка Мария Артеева. В дни конкурса ей исполнилось 18 лет. Именно она стала обладательницей Гран-при I Всероссийского конкурса молодых музыкантов "Созвездие". В качестве приза вместе со статуэткой «Созвездия» Марии вручили скрипку одного из ведущих современных кремонских мастеров.
Статус лауреата конкурса дает новый импульс: ребят ждут мастер-классы у лучших педагогов, выступления в концертных программах Московской государственной академической филармонии, Санкт-Петербургского Дома музыки и других ведущих музыкальных площадок России в составе знаменитых коллективов — все это входит в программу поддержки финалистов конкурса. Все участники финала также получили сертификаты на музыкальные инструменты и аксессуары к ним.
- Это удивительно, но выступления ребят за несколько дней набрали более полумиллиона просмотров в YouTube, - говорит председатель оргкомитета конкурса, член совета при Президенте РФ по науке и образованию Елена Шмелева. - Это свидетельствует о том, что наш конкурс интересен не только узкому кругу музыкальной элиты, но и широким массам, что является, но мой взгляд, огромным достижением.
Также в дни конкурса в "Сириусе" впервые прошли курсы повышения квалификации для педагогов, посвященные особенностям работы с одаренными детьми в системе музыкального образования. Слушателями стали 50 педагогов из детских музыкальных школ, школ искусств и колледжей Дальневосточного, Приволжского и Южного федеральных округов, Республики Крым, Перми, Калининграда и Кемерова.
Одновременно с конкурсом в Парке науки и искусства «Сириус» состоялись два невероятных концерта знаменитой Саксонской государственной капеллы (Staatskapelle Dresden). Этот симфонический оркестр основан в 1548 и считается одним из старейших в мире. Оркестр выступил вместе с австрийским пианистом Рудольфом Бухбиндером, выдающимся музыкантом, который считается лучшим интерпретатором Бетховена во всем мире. Рудольф Бухбиндер регулярно выступает одновременно в качестве солиста и дирижёра, что произошло и в Сочи.
Ханс-Йоахим Фрай и Рудольф Бухбиндер. Фото: пресс-служба конкурса.Эти выступления были уникальны не только для Сочи — это событие для всей России. За два дня ценители классической музыки услышали пять фортепианных концертов Бетховена, и это явилось частью большой просветительской программы, которую проводит Парк науки и искусства «Сириус» для горожан и гостей курорта.
В эксклюзивном интервью «МК» художественный руководитель «Сириуса» Ханс-Йоахим Фрай пояснил:
- Организовать выступление музыкантов такого уровня было очень важно — как для престижа города Сочи, так и для детей Сириуса. Юные музыканты получили возможность не только слушать величайших мировых исполнителей, но и играть на той же сцене, что и они. Кроме того, музыканты дали им мастер-классы, в том числе и сам Бухбиндер. Это очень важно для детей, это их побуждает, дает новый стимул. Иногда мы соединяем молодых музыкантов с профессиональными, после такого у детей часто происходит большой скачок. Ребята выступают вместе с мэтрами совместно, например, 10 дней назад к нам приезжал Венский камерный оркестр, и в начале концерта дети Сириуса играли вместе с оркестром.
- Как отбирают детей для участия в программах Центра?
- У «Сириуса» есть развитая сеть партнерских организаций и преподавателей в разных регионах России, которые ищут детей, которые уже проявили свой талант, заявили о себе в музыке.
- Смена в «Сириусе» длится 24 дня. А дальше что? Вы впоследствии как-то со своими подопечными взаимодействуете?
- Конечно. После смены они возвращаются в свою музыкальную школу, но до достижения 18-ти лет имеют возможность приезжать сюда снова. Если ребенок по-прежнему делает успехи, мы приглашаем его еще, он остается в радаре нашего наблюдения.
- Если сравнивать юных музыкантов из России и Германии — есть разница?
- Есть, и немалая. В России образование более жесткое, более дисциплинированное, более сфокусированое на цели. На мой взгляд, дети здесь технически лучше подготовлены, чем в Европе. Такой уровень музыкальной техники у учащихся я вижу только в этой стране. В Германии и Австрии при обучении речь в основном идет о развитии свободной, творческой личности, о самовыражении. Если он художник и нарисовал три линии — гениально, потому что это его индивидуальность. Мне лично очень нравится российский путь – сначала достигнуть высокого уровня техники, а потом уже заниматься развитием личности, для которого как раз «Сириус» идеально подходит. Сюда приезжают дети, которые уже обладают совершенной техникой, и здесь они знакомятся с детьми из других сфер, из спорта, науки, и за счет новых впечатлений, расширения кругозора они быстро вырастают. Конечно, личностное развитие очень важно. И тут нужен баланс – иногда слишком много внимания уделяется технике в ущерб индивидуальности. А в Европе наоборот – индивидуальность на первом плане, и в результате ребенок оказывается слаб в технике. Совершенство лежит в балансе.
- Расскажите, пожалуйста, как вы вообще оказались в России. Вы, известный в Германии оперный режиссер — что сподвигло вдруг все бросить, заняться совершенно новым проектом в другой стране?
- Мои связи с Россией возникли не вчера. С 2009 я сделал здесь около 20 оперных постановок как режиссер, с 2014 года работаю в качестве советника директора Большого театра. Я работал в Мариинском, в Михайловском театрах, а также во Владивостоке, Улан-Удэ, Иркутске. За это время я познакомился с Россией, полюбил ее. А два года назад ваш Президент спросил меня, не хочу ли я закончить свою деятельность в Линце, в Австрии, в замечательном концертном зале и приехать работать сюда, в «Сириус». Конечно, это было для меня непростое решение. Я оставлял то, что уже заявило о себе, устоялось, отлично работало ради того, чтоб здесь создать нечто с нуля. Но это так же показалось мне безумно интересно, я видел, какие здесь возможности и хотел стать частью этого процесса. У меня есть две жизни – на 50% я режиссер, а на 50% - директор и менеджер.
- То есть постановочную деятельность продолжаете?
- Да, в следующем году собираюсь делать программу, посвященную 75-летию победы над фашизмом. Буду ставить две антифашистские оперы — одна основана на дневниках Анны Франк, композитора Григория Фрида, вторая — немецкого композитора Уго Циммермана, про движение сопротивления, организованное братом и сестрой из Мюнхена. Они будут идти в один вечер. Еще буду ставить в Астрахани оперу «Кармен».
- То есть ваша деятельность связана не только с Сочи?
- Большую часть времени я все равно провожу здесь, планов у нас громадье. В 2022 году открываем новый концертный зал, который будет принадлежать Сириусу и при этом принимать лучших музыкантов, а также оперных и балетных артистов мира. Моя цель — организовать в Сочи активную культурную жизнь, до ста концертов в год. В этом году, кстати, мы уже провели 80 концертов. Надеюсь, что через 5-6 лет Сочи можно будет сравнить с фестивальным городом Зальцбургом, это будет Зальцбург на Черном море, это моя мечта...
- И ничто не вызывает разочарования?
- Все идет так, как я и хотел, а о мелких разочарованиях не рассказывают – с ними работают, их преодолевают. Они есть, конечно, но это не главное.
Ирина Селиверстова
Расхожее мнение «талант себе дорогу пробьёт» является верным далеко не всегда. Слишком хрупкая, слишком нежная это субстанция — настоящий талант. И далеко не всегда он способен пробиться без помощи извне, как не каждый росток может проломить толщу асфальта. Для того, чтобы помочь юным талантам, поддержать их, дать мощный импульс к развитию, четыре года назад в городе Сочи был создан Образовательный центр «Сириус». Он предназначен для детей, проявивших выдающиеся способности в области искусств, спорта и науки. В июле здесь состоялось событие мирового масштаба: конкурс юных музыкантов «Созвездие» и грандиозный бетховенский марафон, в ходе которого прозвучали все пять концертов великого классика в исполнении знаменитой Саксонской государственной капеллы и выдающегося немецкого пианиста Рудольфа Бухбиндера. Первое, на что обращаешь внимание, оказавшись на территории «Сириуса» - это собственно дети. Никогда не видела в одном месте такое количество одухотворенных детских лиц. Вроде обычные подростки — в кроссовках, бейсболках, рваных джинсах — а лица такие, словно они и правда с Сириуса. На каждом — печать вдохновения, интеллекта, страсти к своему делу. Ежемесячно сюда приезжают до 800 ребят от 10 до 17 лет из всех регионов России. За четыре года выпускниками «Сириуса» стали более 30 тысяч школьников. Среди достижений выпускников — победы на международных и всероссийских олимпиадах, спортивных соревнованиях, музыкальных и художественных конкурсах. В июльские дни, пока проходил конкурс юных исполнителей «Созвездие», из окон огромного кампуса, где жили участники, постоянно были слышны звуки музыки. И это тоже придавало всему происходящему оттенок волшебства. По итогам конкурса были определены три первые премии в номинациях оркестровые струнные, оркестровые духовые и ударные инструменты. Из-за высочайших требований, которые предъявляются к юным исполнителям, жюри приняло решение не присуждать первую премию в номинации фортепиано. Председатель жюри, Народный артист РФ Сергей Ролдугин так объяснил этот факт: - Мы не стали присуждать первую премию по фортепиано, чтобы ребята поняли — они вышли на тот уровень, когда все серьезно, когда детство закончилось. Можно было бы и дать эту премию — но участники немного не дотянули до того класса, к которому обязывает победа в нашем конкурсе. Имена победителей в дальнейшем должны работать на репутацию Центра, это должен быть высочайший уровень. Дальше они будут нести славу российского искусства по всему миру. Эти имена мы потом увидим на афишах лучших концертных площадок мира. В финальный тур за Гран-при вышли 13-летний ударник Андрей Тарануха из Санкт-Петербурга, 15-летняя гобоистка Варвара Петрова из Центральной музыкальной школы при московской консерватории и еще одна ученица ЦМШ – скрипачка Мария Артеева. В дни конкурса ей исполнилось 18 лет. Именно она стала обладательницей Гран-при I Всероссийского конкурса молодых музыкантов