Стоит ли нам рассчитывать на "славянский мир"
Сегодня повторение пророчества Достоевского «Не будет у России таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными» — мазохизм еще не смертельный. Но он убийственно действует на нервную систему страны, общества в сочетании со словами-паразитами типа «братушки» (согласно справочнику «Слова-паразиты: не несущие смысловой нагрузки»).
Памятник Царю-Освободителю в Софии, Болгария. Фото: ru.wikipedia.org Припомним. Споры всех слоев, классов, партий (крестьяне, интеллигенция, народники, социалисты, промышленники, землевладельцы) с правительствами касались вопросов внутренних. Во внешней политике им, правительствам, давался многостолетний карт-бланш вплоть до Русско-турецкой войны 1877–78 гг. включительно (даже революционеры пошли на Балканы, есть список героически погибших народовольцев). Та война в Российской империи оказалась последней общенародной. В следующую, Русско-японскую, уже в верхах звучали «тосты за победу микадо», в массах были восстания.
Споры в России (вплоть до бунтов, терактов) шли о переделе земли, Конституции, частной собственности. Отношения с прочим миром доверяли монарху. Тем опаснее была пришедшая общая убежденность: доверие не оправдано, разумных внешних целей империя просто не имела. Наиболее громко провалился главный вековой вектор усилий: поддержка славянства, панславизм.
В 1878 г. спасли от вырезания братушек-болгар. А в 1885-м болгары во главе с монархом, лейтенантом прусской службы Александром Баттенбергом, воюют с Сербией. Теперь кого из братушек спасать? И от кого? Баттенберга свергли, в Болгарии регент, злейший русофоб Степан Стамбулов. Мотор антироссийской политики, а фамилия просто довершает картину бессмыслицы: спасали-то болгар «от турок, Стамбула». Новый болгарский монарх, австриец Фердинанд Кобургский: титул в Европе — король, в Болгарии — царь. И хоть правит при нем тот же Стамбулов, в школах России с нежностью твердят: «Во всем мире короли, только в Болгарии и России — цари».
Балканские войны 1912–13 гг. Знаменитый марш «Прощание славянки» Василий Агапкин написал, воодушевившись славянским подъемом 1912 года: сербы, черногорцы, болгары побеждали Турцию. 30 мая 1913 года завершена 1-я Балканская война, а 29 июня начата 2-я Балканская: теперь сербы вместе с турками воюют против болгар.
Представил: Василий Иванович Агапкин переписывает набело ноты, за окном вопли мальчишек с газетами: «Срочные новости! Вторая Балканская! Вторая Балканская!» Композитор повторяет знаменитую финальную фразу популярной тогда драмы «На дне» М.Горького: «Эх! Испортил песню… дурак!»
Адресовал ее Агапкин сербскому королю Петру I (бывшему тогда всецело под австрийским влиянием, чем объясняют 2-ю Балканскую) или Фердинанду Болгарскому… не важно. Бравая песня «ушла в народ».
В Первой мировой болгары вместе с Турцией воюют против России. Прекрасный довод агитаторам в окопах, на заводах: «Внешняя политика царизма бессмысленна. Трата народных сил». Тогда Россию сломили не исходы сражений, а социальный крах, «вакуумная бомба» в головах. Поднять на войну под знаменами панславизма, с официально объявленной главной целью: присоединение братско-славянской Галиции? (Дарданеллы на втором месте.) Когда против, под немецким началом, весь «славянский мир»: поляки с Пилсудским, чехи, словаки, моравы, хорваты, русины, словенцы, лужичане, болгары, босняки, силезцы? (за — лишь сербы-черногорцы).
Но, повторю, предсказанный Достоевским расклад убийственен именно в сочетании с: «Это ж наши братушки!» В церквях учили: «Всякий дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Евангелие от Матфея). Мысль: «Шведы, французы, немцы — ладно, но брат на брата?!» Тут популярный оборот «руки опускались» уместен дважды: руки не поднимались — «Сдаюсь», но именно опускались, роняя винтовку.
Да, опасны штампы, «слова-паразиты». Не имеют «смысловой нагрузки» не только надежды на благодарность освобожденных. В целом преступна бессмыслица: включение термина «славяне» в геополитические планы, сметы госрасходов. Найдем определение: «Славяне, группа народов, говорящих на славянских языках». А коли уж открыли энциклопедию, ладно, долистаем до «Германские языки», убедимся: англичане тоже из германской языковой семьи. Вроде ж помним: «на Британские острова переселились англы и саксы, германские племена», но как-то… Настолько привычен прагматизм политики, что вообразить англичан, потративших хоть шиллинг «на поддержку братско-германского народа» или терзающихся в окопах двух мировых войн: «Как можно стрелять? Мы тоже германцы!» Смешно?
Но мы ведь помогали же всем… у кого в алфавите хотя б две шипящих согласных (наш «верный политический признак») или схожи детали вышивок национальных рубах…
После создания под грохот межславянской войны вторая картина абсурда «Прощания славянки»: оркестры на вокзалах 1914–16 годов. Гремят ее, бравую, а по эшелонам рассаживаются татары, башкиры, кавказцы… Едут держать фронт против поляков, чехов, болгар и т.д. В последней оставшейся верной царю Кавказской туземной конной дивизии («Дикая дивизия», корпус Хана Нахичеванского) ингушский полк сражался под георгиевским штандартом, заслуженным ингушами в Русско-турецкую войну 1877–1878 гг. (менее 25 лет назад после присоединения Кавказа). Для мусульман изменили вид награды: внутри креста вместо Святого Георгия — двуглавый орел. Были недовольные: «Хотим как у всех! Джигит на коне с копьем, а не птица». Татары, башкиры в русской армии веками сражались в т.ч. с турками. Сожравшие целый век споры: «Так это будет Славянская империя или Федерация? Или м-м… Славянская Конфедерация или Союз?» — сегодня отрыгаются. В походной тряске СВО взвешивают на каких-то атомных весах степени совпадения, близости каких-то хромосом, гаплогрупп, «братскости, единости»…
Проследив хоть от Адама-Евы, хоть от пары кенийских приматов — до 2023 года, увидим в популяции плавную (аналоговую, не дискретную) эволюцию внешности, набора признаков. Этапы ее течения условно обозначены: кроманьонцы, арийцы, скифы, славяне, русские… Некоторые фанатики крепко, как гиббон банан, ухватив понравившуюся научную бирку, бежали с ней, наделав гадостей — ученым пришлось заменить «арийцы» на «индоевропейцы».
Столь же плавно дрейфовали языки. Тут националисты, огораживая общности, имели хоть какое-то основание: для объединения, совместных войнушек схожесть слов полезнее схожести формы носа. Но именно язык показал максимальную свою зависимость от политики. В статье 2022 года приводил пример: понятный великороссам на 90% южнорусский диалект за сто лет, как раз под отвлекающие бредни о Славянской Федерации, стал мовой, понятной уже на 20%. Гляньте, именно кирилло-мефодиевцы Кулиш, Гулак, Костомаров, «топившие» за Славянские …рации (чтоб непременно с чехами, поляками и прочим), на практике построили стены украинского национализма.
Но и рыдать о потерянных процентах понимания глупо. Важны фонетическая форма или содержание речи? Расслышанные и еще, увы, понятные слова, извергаемые Фарион, и есть оскорбление разума. Их ненависть к России — от въевшейся многовековой уверенности, что мы должны были счастливо млеть, глядя на прибавление в славянском семействе, нововыведенную нацию украинцы, дать им вместе с пеленками полмиллиона км² своей земли, умиляться их шалостям. Унизительное наличие тех еще общих 20% заставляет меня чаще вспоминать предков-казаков, их 100% тюркский лексикон.
Давно обосновано понятие «политическая нация». Именно оно в России должно стать господствующим, оставив фанатов арийцев, славян (а почему не кроманьонцев?) в их песочницах. Политика, История определили одних в партизаны, других в каратели. Кто жег и кого жгли в Хатыни — это делит белорусов и укров надежней орнаментов рубах.
А серба и надо принимать как серба, а не как беднягу из громадного «славянского табора». И не подавать ему наш дурной пример, чтоб не тратил он силы на Юго- и прочие тупиковые Славии!
А популярный марш можно чуть изменить, сохранив даже число гласных, слогов: «ПрощанЬе россиянки».
Стоит ли нам рассчитывать на