В музее советского художника-авангардиста Вадима Сидура разобрали время на составляющие: секунда, минута, час, жизнь... Камерная выставка включила художественные полотна, видеоинсталляции и небольшой комикс. Как обращаться с самым ценным ресурсом в современном мире? И где находится грань между быстротечностью и вечностью? Корреспондент «МК» постарался оценить «Примерное время ожидания» с позиции современных художников со всего мира.
Нередко время ожидания кажется нам мучительным и бесполезным. Мария Сарычева, куратор проекта, объединила в пространстве музея работы современных художников, иллюстрирующие процесс ожидания в различных его проявлениях. Здесь представлен и активистский комикс «Я.Еда» Бермета Борубаевой и Полины Никитиной, видеоряд «Надеюсь, у тебя всё хорошо» латвийской художницы Милды Янушевичюте, инсталляция «Позы ожидания» Екатерины Шелгановой и «Вид из моего окна 1978–1999» польского художника Юзефа Робоковского.
Работы Юлии Косульниковой тут же бросаются в глаза при входе в выставочное пространство. В них много белого: цвета больничных стен, врачебных халатов и масок, кажущихся непонятными на первый взгляд приборов, например, аппарат искусственной вентиляции легких, людей на инвалидных креслах, капельниц.
Картины выполнены красками и карандашами —все в бело-сине-зеленой гамме, соответствующей медицинским учреждениям. Края некоторых рисунков неровные, будто их только вырвали из альбома. Есть в этом что-то очень близкое каждому.
— Меня Юля зовут. А вас? — слышится в другом конце коридора, на стенах которого висели работы Юлии Косульниковой. — Это я рисовала, — уточняет художница.
Трогательное приветствие посетителей кажется таким же искренним, как и ее картины. Девушка живет в психоневрологическом интернате. Интерьер этого учреждения, как видно из рисунков Юлии, практически ничем не отличается от интерьеров больниц. А люди, которые хотят просто жить, находятся в серых стенах стационаров изо дня в день в вечном ожидании выздоровления.
Комикс «Я.Еда», созданный Бермет Борубаевой и Полиной Никитиной, рассматривает ожидание двояко. С одной стороны, есть голодный клиент, для которого время ожидания заказа тянется неимоверно долго и кажется невыносимым; с другой — человек, доставляющий и готовящий еду.
Екатерина Шелганова посвятила свою видеоинсталяцию «Позы ожидания» людям, дожидающимся общественного транспорта на остановках. Екатерина фиксировала все осознанные и неосознанные жесты и действия людей на пленку, из которых впоследствии была создана хореография, воспроизведенная на представленном видео.
Латвийская художница Милда Янушевичюте исследует длительный процесс лечения и выздоровления с художественной точки зрения в своей работе «Надеюсь, у тебя всё хорошо».
Польский художник-концептуалист Юзеф Робоковский привез в Россию «Вид из своего окна». Это фильм, над которым он трудился на протяжении 22 лет.
— Этот фильм очень известен во всем мире как любительская запись времен военного положения в Польше в 80-х годах, — рассказывает художник. — Когда власти запретили и спрятали все камеры. У меня была личная любительская, поэтому никто не знал о ней. Я в течение 20 лет снимал из окна своей кухни, что происходило на улице. Но я жил на 9-м этаже, и полиция из противоположного дома заметила, что в окне находится оператор с камерой. Я тоже их заметил и спрятал пленку в короб для проводов. Когда они пришли с обыском, ничего не нашли. Так и появилась эта уникальная лента.
В этом 20-минутном видео запечатлены события обыденной жизни. Каждый новый кадр, сменяющий предыдущий, переносит зрителя из точки А в точку Б: из социалистической Польши в капиталистическую. Говоря о своей творческой деятельности, художник отметил, как важно для него не потерять «любительский взгляд, потому что он позволяет отойти от профессиональной формулы».
Ольга Лобанова
В музее советского художника-авангардиста Вадима Сидура разобрали время на составляющие: секунда, минута, час, жизнь. Камерная выставка включила художественные полотна, видеоинсталляции и небольшой комикс. Как обращаться с самым ценным ресурсом в современном мире? И где находится грань между быстротечностью и вечностью? Корреспондент «МК» постарался оценить «Примерное время ожидания» с позиции современных художников со всего мира. Нередко время ожидания кажется нам мучительным и бесполезным. Мария Сарычева, куратор проекта, объединила в пространстве музея работы современных художников, иллюстрирующие процесс ожидания в различных его проявлениях. Здесь представлен и активистский комикс «Я.Еда» Бермета Борубаевой и Полины Никитиной, видеоряд «Надеюсь, у тебя всё хорошо» латвийской художницы Милды Янушевичюте, инсталляция «Позы ожидания» Екатерины Шелгановой и «Вид из моего окна 1978–1999» польского художника Юзефа Робоковского. Работы Юлии Косульниковой тут же бросаются в глаза при входе в выставочное пространство. В них много белого: цвета больничных стен, врачебных халатов и масок, кажущихся непонятными на первый взгляд приборов, например, аппарат искусственной вентиляции легких, людей на инвалидных креслах, капельниц. Картины выполнены красками и карандашами —все в бело-сине-зеленой гамме, соответствующей медицинским учреждениям. Края некоторых рисунков неровные, будто их только вырвали из альбома. Есть в этом что-то очень близкое каждому. — Меня Юля зовут. А вас? — слышится в другом конце коридора, на стенах которого висели работы Юлии Косульниковой. — Это я рисовала, — уточняет художница. Трогательное приветствие посетителей кажется таким же искренним, как и ее картины. Девушка живет в психоневрологическом интернате. Интерьер этого учреждения, как видно из рисунков Юлии, практически ничем не отличается от интерьеров больниц. А люди, которые хотят просто жить, находятся в серых стенах стационаров изо дня в день в вечном ожидании выздоровления. Комикс «Я.Еда», созданный Бермет Борубаевой и Полиной Никитиной, рассматривает ожидание двояко. С одной стороны, есть голодный клиент, для которого время ожидания заказа тянется неимоверно долго и кажется невыносимым; с другой — человек, доставляющий и готовящий еду. Екатерина Шелганова посвятила свою видеоинсталяцию «Позы ожидания» людям, дожидающимся общественного транспорта на остановках. Екатерина фиксировала все осознанные и неосознанные жесты и действия людей на пленку, из которых впоследствии была создана хореография, воспроизведенная на представленном видео. Латвийская художница Милда Янушевичюте исследует длительный процесс лечения и выздоровления с художественной точки зрения в своей работе «Надеюсь, у тебя всё хорошо». Польский художник-концептуалист Юзеф Робоковский привез в Россию «Вид из своего окна». Это фильм, над которым он трудился на протяжении 22 лет. — Этот фильм очень известен во всем мире как любительская запись времен военного положения в Польше в 80-х годах, — рассказывает художник. — Когда власти запретили и спрятали все камеры. У меня была личная любительская, поэтому никто не знал о ней. Я в течение 20 лет снимал из окна своей кухни, что происходило на улице. Но я жил на 9-м этаже, и полиция из противоположного дома заметила, что в окне находится оператор с камерой. Я тоже их заметил и спрятал пленку в короб для проводов. Когда они пришли с обыском, ничего не нашли. Так и появилась эта уникальная лента. В этом 20-минутном видео запечатлены события обыденной жизни. Каждый новый кадр, сменяющий предыдущий, переносит зрителя из точки А в точку Б: из социалистической Польши в капиталистическую. Говоря о своей творческой деятельности, художник отметил, как важно для него не потерять «любительский взгляд, потому что он позволяет отойти от профессиональной формулы». Ольга Лобанова