В Московском музее современного искусства открылась выставка «Мастерская-2019. Дисморфофобия, или Война внутри тебя». В этом году Дарья Камышникова, куратор и руководитель «Свободных мастерских», предложила художникам поразмышлять над проблемой возникновения и проявления дисморфофобии — озабоченности человека каким-либо физическим недостатком. Результатом этих размышлений и стал масштабный проект, который наглядно показывает деструктивные взаимоотношения человека и его тела.
Двери лифта раздвигаются с едва слышимым шорохом, открывая глазам посетителя белые стены и полы, такие же белые потолки. Визуальное воплощение чистоты и невинности. Так и было бы, если бы не тяжелая атмосфера и наполненность этих комнат. Стены увешаны разбитыми, исцарапанными и искажающими реальность зеркалами, фотографиями человеческого тела с закрашенными его частями. Из-под потолка посетителей разглядывают призраки в черных вуалях и скелеты, окутанные цветами, как будто показывая, какими были бы страхи, боль и ненависть к себе, если бы они стали материальными. Из конца коридора доносится голос женщины, говорящей о том, что она должна быть идеальной. Он эхом отскакивает от белых стен, растворяясь в приглушенных звуках.
Фото: Полина Казача.Авторы проекта хотели затронуть актуальные проблемы современности, связанные с влиянием Instagram, YouTube и других популярных социальных сетей, которые распространяют и навязывают штампы красоты. Ведь каждый из нас когда-нибудь был озабочен каким-либо своим недостатком, будь это слишком длинный нос, редкие волосы, очень узкие брови или лишние килограммы. Из этой озабоченности часто вырастают серьезные комплексы, а следом и психологические отклонения, из-за которых девушки морят себя голодом, зарабатывая анорексию, или вовсе начинают ненавидеть себя и свое тело, нанося себе различные увечья, начиная с небольших синяков и заканчивая глубокими порезами.
Фото: Полина Казача.«Каноны красоты сложились в обществе за счет соцсетей, за счет моделей и красивых барышень, — рассказывает участница проекта Анастасия Ковалева. — Есть такое понятие в определенной среде, особенно в среде гламурных девушек, что брови должны быть широкими, ресницы обязательно наращенные, а губы подкачены ботоксом. И если у тебя этого нет, получается обратная история, и естественная красота перестает быть красотой. Понятие естественной красоты уходит, а все естественное начинает выглядеть неестественно. Поэтому этот проект про борьбу с предрассудками и собственным телом».
Фото: Полина Казача.На выставку в Музее современного искусства стоит прийти даже не для того, чтобы попытаться побороть эти противоречия в себе, но и взглянуть, как эта боль, живущая в каждом из нас, нашла отражение в искусстве, какие формы приобрела. Белые коридоры будут ждать своих посетителей до 18 августа.
Полина Казача
В Московском музее современного искусства открылась выставка «Мастерская-2019. Дисморфофобия, или Война внутри тебя». В этом году Дарья Камышникова, куратор и руководитель «Свободных мастерских», предложила художникам поразмышлять над проблемой возникновения и проявления дисморфофобии — озабоченности человека каким-либо физическим недостатком. Результатом этих размышлений и стал масштабный проект, который наглядно показывает деструктивные взаимоотношения человека и его тела. Двери лифта раздвигаются с едва слышимым шорохом, открывая глазам посетителя белые стены и полы, такие же белые потолки. Визуальное воплощение чистоты и невинности. Так и было бы, если бы не тяжелая атмосфера и наполненность этих комнат. Стены увешаны разбитыми, исцарапанными и искажающими реальность зеркалами, фотографиями человеческого тела с закрашенными его частями. Из-под потолка посетителей разглядывают призраки в черных вуалях и скелеты, окутанные цветами, как будто показывая, какими были бы страхи, боль и ненависть к себе, если бы они стали материальными. Из конца коридора доносится голос женщины, говорящей о том, что она должна быть идеальной. Он эхом отскакивает от белых стен, растворяясь в приглушенных звуках. Фото: Полина Казача. Авторы проекта хотели затронуть актуальные проблемы современности, связанные с влиянием Instagram, YouTube и других популярных социальных сетей, которые распространяют и навязывают штампы красоты. Ведь каждый из нас когда-нибудь был озабочен каким-либо своим недостатком, будь это слишком длинный нос, редкие волосы, очень узкие брови или лишние килограммы. Из этой озабоченности часто вырастают серьезные комплексы, а следом и психологические отклонения, из-за которых девушки морят себя голодом, зарабатывая анорексию, или вовсе начинают ненавидеть себя и свое тело, нанося себе различные увечья, начиная с небольших синяков и заканчивая глубокими порезами. Фото: Полина Казача. «Каноны красоты сложились в обществе за счет соцсетей, за счет моделей и красивых барышень, — рассказывает участница проекта Анастасия Ковалева. — Есть такое понятие в определенной среде, особенно в среде гламурных девушек, что брови должны быть широкими, ресницы обязательно наращенные, а губы подкачены ботоксом. И если у тебя этого нет, получается обратная история, и естественная красота перестает быть красотой. Понятие естественной красоты уходит, а все естественное начинает выглядеть неестественно. Поэтому этот проект про борьбу с предрассудками и собственным телом». Фото: Полина Казача. На выставку в Музее современного искусства стоит прийти даже не для того, чтобы попытаться побороть эти противоречия в себе, но и взглянуть, как эта боль, живущая в каждом из нас, нашла отражение в искусстве, какие формы приобрела. Белые коридоры будут ждать своих посетителей до 18 августа. Полина Казача