Сразу две масштабные выставки открылись в Москве. С одной стороны, крупнейшая и доселе невиданная столицей экспозиция целой серии знаменитых работ культовой японо-американской художницы Йоко Оно в ММОМА, а с другой — самая масштабная ретроспектива одного из лучших русских художников Василия Поленова в Новой Третьяковке. Корреспондент «МК» собственноручно дополнил работы вдовы Джона Леннона и оценил совершенство картин Поленова.
фото: Иветта НевиннаяВ новом пространстве Третьяковской галереи на Крымском Валу открывается главный выставочный проект музея — юбилейная (к 175-летию художника) и самая масштабная за последние 25 лет ретроспектива Василия Поленова.
— Мы неспроста готовили эту экспозицию вслед за Репиным, — рассказывает директор Третьяковки Зельфира Трегулова. — Они родились в один год, вместе учились, вместе закончили обучение. Но сделать эту выставку вслед за невероятно успешной репинской — серьезный вызов для галереи. Мы все задались вопросом, что дают людям картины Поленова сегодня. Нам очень хотелось показать, что Поленов совершил настоящий прорыв в пленэризме и по-новому преподнес цвет и свет.
Встречает посетителей тот самый «Московский дворик», знакомый чуть ли не каждому советскому школьнику. А с обратной стороны постамента висит первоначальный вариант картины. Тот же двор, совершенно неузнаваемый современными москвичами, но без детей, бабушки и лошади. Темно-зеленые стены павильона мгновенно погружают зрителей в атмосферу свежего летнего дня, дополняя ощущение все новыми и новыми пейзажами, которыми прославился художник.
К слову, сам он, точнее, его портрет кисти Николая Кузнецова, вместе с другом и товарищем Ильей Репиным (кисти уже самого Поленова) встречают гостей еще в начале экспозиции. А далее зал за залом идут вехи творчества не только величайшего живописца, но и талантливейшего архитектора, педагога и театрального художника. Чтобы обойти все это великолепие, не хватит и нескольких часов: 150 произведений, среди которых более 100 живописных и 50 графических.
Для удобства посетителей каждое помещение отражает важнейшие темы творчества Поленова: пейзажный пленэризм (именно он открыл этот жанр русской школе), сюжет из европейской истории во время пенсионерской командировки в Европу, преподавание в Московском училище живописи (среди учеников К.Коровин, И.Левитан, А.Головин), увлечение архитектурой и многое другое.
Пространство выставки организовано таким образом, что хронологический порядок не является основополагающим. Благодаря арочным пролетам посетители видят и другие картины Поленова, созданные им в тот или иной период творчества. Композиционно завершает выставку величественное полотно «Больная», замысел которого хоть и возник во время пенсионерской командировки художника, но был воплощен только в 1886 году. Преимущественно темная картина с одним лишь тусклым светом от лампы буквально притягивает зрителя и заставляет замереть, изучая каждую деталь, полную художественного совершенства.
В то же самое время в Музее современного искусства на выставку Йоко Оно собирается самая разная публика. Пока взрослые дамы старательно обзванивают администрацию и жалуются на невозможность попасть в музей заранее, вдохновенная молодежь тихонько напевает культовую миротворческую песню Джона Леннона Imagine.
Выставка «Небо всегда ясное» занимает весь 3-й этаж. Ее ядром стали «Инструкции», которые Оно создавала еще в 60-е. Это десятки полотен, на которых черным по белому на двух языках напечатаны указания. Например, «Зажгите спичку и смотрите на нее, пока она не погаснет», «Запишите все, чего вы боитесь в жизни. Сожгите список. Залейте пепел травяным маслом со сладким ароматом». Многие из них дополнены инсталляциями, которые без инструкций идеально иллюстрируют стереотипы современного искусства.
В центре комнаты стоит белый прямоугольный стол, а на нем — глиняные и керамические детали разбитых тарелок, кувшинов и прочей посуды. Рядом надпись: «Исправляйте мудро. Исправляйте с любовью. Исправляйте сердцем. И тогда это изменит мир». Собственно, когда посетитель выставки берет в руки осколки, клей, скотч и пытается «исправить» хаос, инсталляция оживает.
Помимо прочего на 1-м этаже в музее транслируются видеофрагменты фильмов Йоко Оно, как личных («Спичка», «Улыбка», «Ягодицы»), так и совместных с Ленноном («Изнасилование» и Свобода»), а на 3-м — без перерыва крутится видео одного из самых знаменитых перформансов художницы «Отрежь» 1966 года. По задумке, каждый желающий подходит к Оно с ножницами и отрезает и забирает с собой часть ее одежды, вплоть до нижнего белья.
Кое-что можно унести с собой и с этих реэнэктментов (от англ. — реконструкция или воспроизведение) проекта. Например, часть того самого ясного неба, кусочки которого в виде деталек пазла лежат в поверженных военных касках.
Иветта Невинная Заголовок в газете: Йоко Оно на фоне Московского дворика Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28102 от 16 октября 2019
Сразу две масштабные выставки открылись в Москве. С одной стороны, крупнейшая и доселе невиданная столицей экспозиция целой серии знаменитых работ культовой японо-американской художницы Йоко Оно в ММОМА, а с другой — самая масштабная ретроспектива одного из лучших русских художников Василия Поленова в Новой Третьяковке. Корреспондент «МК» собственноручно дополнил работы вдовы Джона Леннона и оценил совершенство картин Поленова. фото: Иветта Невинная В новом пространстве Третьяковской галереи на Крымском Валу открывается главный выставочный проект музея — юбилейная (к 175-летию художника) и самая масштабная за последние 25 лет ретроспектива Василия Поленова. — Мы неспроста готовили эту экспозицию вслед за Репиным, — рассказывает директор Третьяковки Зельфира Трегулова. — Они родились в один год, вместе учились, вместе закончили обучение. Но сделать эту выставку вслед за невероятно успешной репинской — серьезный вызов для галереи. Мы все задались вопросом, что дают людям картины Поленова сегодня. Нам очень хотелось показать, что Поленов совершил настоящий прорыв в пленэризме и по-новому преподнес цвет и свет. Встречает посетителей тот самый «Московский дворик», знакомый чуть ли не каждому советскому школьнику. А с обратной стороны постамента висит первоначальный вариант картины. Тот же двор, совершенно неузнаваемый современными москвичами, но без детей, бабушки и лошади. Темно-зеленые стены павильона мгновенно погружают зрителей в атмосферу свежего летнего дня, дополняя ощущение все новыми и новыми пейзажами, которыми прославился художник. К слову, сам он, точнее, его портрет кисти Николая Кузнецова, вместе с другом и товарищем Ильей Репиным (кисти уже самого Поленова) встречают гостей еще в начале экспозиции. А далее зал за залом идут вехи творчества не только величайшего живописца, но и талантливейшего архитектора, педагога и театрального художника. Чтобы обойти все это великолепие, не хватит и нескольких часов: 150 произведений, среди которых более 100 живописных и 50 графических. Для удобства посетителей каждое помещение отражает важнейшие темы творчества Поленова: пейзажный пленэризм (именно он открыл этот жанр русской школе), сюжет из европейской истории во время пенсионерской командировки в Европу, преподавание в Московском училище живописи (среди учеников К.Коровин, И.Левитан, А.Головин), увлечение архитектурой и многое другое. Пространство выставки организовано таким образом, что хронологический порядок не является основополагающим. Благодаря арочным пролетам посетители видят и другие картины Поленова, созданные им в тот или иной период творчества. Композиционно завершает выставку величественное полотно «Больная», замысел которого хоть и возник во время пенсионерской командировки художника, но был воплощен только в 1886 году. Преимущественно темная картина с одним лишь тусклым светом от лампы буквально притягивает зрителя и заставляет замереть, изучая каждую деталь, полную художественного совершенства. В то же самое время в Музее современного искусства на выставку Йоко Оно собирается самая разная публика. Пока взрослые дамы старательно обзванивают администрацию и жалуются на невозможность попасть в музей заранее, вдохновенная молодежь тихонько напевает культовую миротворческую песню Джона Леннона Imagine. Выставка «Небо всегда ясное» занимает весь 3-й этаж. Ее ядром стали «Инструкции», которые Оно создавала еще в 60-е. Это десятки полотен, на которых черным по белому на двух языках напечатаны указания. Например, «Зажгите спичку и смотрите на нее, пока она не погаснет», «Запишите все, чего вы боитесь в жизни. Сожгите список. Залейте пепел травяным маслом со сладким ароматом». Многие из них дополнены инсталляциями, которые без инструкций идеально иллюстрируют стереотипы современного искусства. В центре комнаты стоит белый прямоугольный стол, а на нем — глиняные и керамические детали разбитых тарелок, кувшинов и прочей посуды. Рядом надпись: «Исправляйте мудро. Исправляйте с любовью. Исправляйте сердцем. И тогда это изменит мир». Собственно, когда посетитель выставки берет в руки осколки, клей, скотч и пытается «исправить» хаос, инсталляция оживает. Помимо прочего на 1-м этаже в музее транслируются видеофрагменты фильмов Йоко Оно, как личных («Спичка», «Улыбка», «Ягодицы»), так и совместных с Ленноном («Изнасилование» и Свобода»), а на 3-м — без перерыва крутится видео одного из самых знаменитых перформансов художницы «Отрежь» 1966 года. По задумке, каждый желающий подходит к Оно с ножницами и отрезает и забирает с собой часть ее одежды, вплоть до нижнего белья. Кое-что можно унести с собой и с этих реэнэктментов (от англ. — реконструкция или воспроизведение) проекта. Например, часть того самого ясного неба, кусочки которого в виде деталек пазла лежат в поверженных военных касках. Иветта Невинная Заголовок в газете: Йоко Оно на фоне Московского дворика Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28102 от 16 октября 2019