Грядет «русская неделя» в Лондоне, по которой традиционно считывают интерес к отечественному искусству и состояние арт-рынка. Торги пройдут в конце ноября, а пока топ-лоты можно посмотреть в Москве (вход свободный). Аукционный дом MacDougall’s, который в этом году празднует свое 15-летие, представил выставку избранного в старинном особняке Зубовых на Таганке, а Christie’s — в выставочном зале своего офиса в Романовом переулке. Что может стать сенсацией на «русской неделе», узнал «МК».
фото: Мария МосквичеваПредпоказы топ-лотов «русской недели» в Москве — это шанс для простых смертных увидеть произведения, которых не найти в музеях. Некоторые долгие годы хранятся в частных коллекциях, всплывают на рынке, а потом на годы пропадают из вида. Для экспертного и коллекционерского сообщества торги русского искусства — это показатель, по которому считывают пульс арт-рынка. Что же станет главным в этот раз? В топе снова русский авангард, не забыт Айвазовский, наблюдается интерес и к отечественному современному искусству, которое последние пару лет мало продавалось. Аукционисты хором заявляют: арт-рынок на подъеме. Так что, похоже, без рекордов и сенсаций не обойтись.
На предаукционной выставке MacDougall’s можно оценить не только более 20 картин, но и роскошные интерьеры усадьбы ХIХ века, чудом сохранившейся на Таганке, а также заодно заглянуть в подвальную Галерею 9/1. Всего на MacDougall’s будет продано более 200 произведений, общая оценочная стоимость которых — около £9 млн. Настрой у супругов Макдугалл — англичанина Уильяма и нашей соотечественницы Екатерины — боевой. Поэтому в этот, юбилейный для аукционного дома, год они решили провести отдельные торги русского современного искусства. Среди лотов — работы Павла Пепперштейна, Гриши Брускина, Сергея Шутова, Валерия Кошлякова, Бориса Орлова и Ивана Чуйкова. Правда, из этого раздела показываются в Москве всего несколько работ, в том числе один из топ-лотов — «Крепость главы» Михаила Шварцмана (£70–90 тыс.). Но сам факт проведения таких торгов уже говорит о многом.
фото: Мария Москвичева Портрет мадемуазель Жирмо.Впрочем, ставку MacDougall’s, как и его конкуренты, делает на искусство начала ХХ века. Самой дорогой работой обещает стать картина Бориса Кустодиева 1920-х годов «Осень. Проводы студента», оцененная в £1,5–2 млн. Работа никогда не выпадала из поля зрения исследователей: опубликована в прижизненной монографии о Кустодиеве Всеволода Воинова 1925 года, принимала участие в ретроспективе к 100-летию мастера в 1978 году. Пейзаж происходит из коллекции знаменитого физика, нобелевского лауреата Павла Капицы, который дружил с художником. Для владельца эта работа имела особое значение, потому что он получил ее в дар от автора в тот период, когда был студентом Кембриджа. Полотно изображает прощание юноши с домом и близкими на фоне старорусского пейзажа: вдалеке белеют купола, мужик катит по дороге телегу с сеном, осень золотится пастельными тонами. В 1921 году Капица покинул родину, а вернулся в 1934 году совсем в другую Россию, и главным воспоминанием об ушедшем стала эта памятная вещь. Еще один лот, на который аукционный дом делает ставку, — работа Натальи Гончаровой «Испанка» (эстимейт — £800 тыс. — 1,2 млн) из знакового цикла 1910–30-х гг., который Марина Цветаева называла «гончаровскими plain-chant» (песнопениями).
Выставка Christie’s более скромная, однако эстимейты повыше. Топ-лот — картина Николая Фешина «Дама с маникюром. Портрет мадмуазель Жирмо», написанная в 1917 году в Казани. Впрочем, изображенная француженка (о ней известно лишь то, что она была студенткой Казанской художественной школы) выглядит так, будто сидит в каком-нибудь парижском кафе. Революцией, после которой художник эмигрировал в Америку, здесь и не пахнет. Работа происходит из семьи Фешина и оценена в £2–3 млн. Судя по тому, что аналогичный (та же техника, период и размер) «Портрет мадмуазель Подбельской» в 2012 году ушел с молотка за £2 млн при оценке в £800 тыс. — 1,2 млн, можно и здесь ожидать успеха.
Другой топ-лот Christie’s принадлежит кисти Николая Рериха. Картина из немецкого частного собрания «Ярилины зовы» (1919 г.) оценена в £1,5–2 млн. На холсте изображена церемония в честь праздника бога солнца на рассвете. Художник писал картину в Карелии. Потом она была им вывезена в США и попала в нью-йоркский Музей Рериха, а тот однажды продал ее частному коллекционеру. Спустя годы вещь снова выходит на рынок.
Вслед за конкурентами Christie’s выставляет и работу Натальи Гончаровой «Белые пионы», которая участвовала в выставке 1913 года, а позже уехала вместе с художницей в Париж (оценка — £250–300 тыс.). А любителям классики предлагают итальянский пейзаж Ивана Айвазовского «Искья на закате» (£300–500 тыс.), который, впрочем, не может похвастаться богатой историей в отличие от других топ-лотов: картина впервые появляется на рынке, о ее судьбе мало сведений.
Мария Москвичева Заголовок в газете: Авангард сделает русскую неделю Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28120 от 8 ноября 2019
Грядет «русская неделя» в Лондоне, по которой традиционно считывают интерес к отечественному искусству и состояние арт-рынка. Торги пройдут в конце ноября, а пока топ-лоты можно посмотреть в Москве (вход свободный). Аукционный дом MacDougall’s, который в этом году празднует свое 15-летие, представил выставку избранного в старинном особняке Зубовых на Таганке, а Christie’s — в выставочном зале своего офиса в Романовом переулке. Что может стать сенсацией на «русской неделе», узнал «МК». фото: Мария Москвичева Предпоказы топ-лотов «русской недели» в Москве — это шанс для простых смертных увидеть произведения, которых не найти в музеях. Некоторые долгие годы хранятся в частных коллекциях, всплывают на рынке, а потом на годы пропадают из вида. Для экспертного и коллекционерского сообщества торги русского искусства — это показатель, по которому считывают пульс арт-рынка. Что же станет главным в этот раз? В топе снова русский авангард, не забыт Айвазовский, наблюдается интерес и к отечественному современному искусству, которое последние пару лет мало продавалось. Аукционисты хором заявляют: арт-рынок на подъеме. Так что, похоже, без рекордов и сенсаций не обойтись. На предаукционной выставке MacDougall’s можно оценить не только более 20 картин, но и роскошные интерьеры усадьбы ХIХ века, чудом сохранившейся на Таганке, а также заодно заглянуть в подвальную Галерею 9/1. Всего на MacDougall’s будет продано более 200 произведений, общая оценочная стоимость которых — около £9 млн. Настрой у супругов Макдугалл — англичанина Уильяма и нашей соотечественницы Екатерины — боевой. Поэтому в этот, юбилейный для аукционного дома, год они решили провести отдельные торги русского современного искусства. Среди лотов — работы Павла Пепперштейна, Гриши Брускина, Сергея Шутова, Валерия Кошлякова, Бориса Орлова и Ивана Чуйкова. Правда, из этого раздела показываются в Москве всего несколько работ, в том числе один из топ-лотов — «Крепость главы» Михаила Шварцмана (£70–90 тыс.). Но сам факт проведения таких торгов уже говорит о многом. фото: Мария Москвичева Портрет мадемуазель Жирмо. Впрочем, ставку MacDougall’s, как и его конкуренты, делает на искусство начала ХХ века. Самой дорогой работой обещает стать картина Бориса Кустодиева 1920-х годов «Осень. Проводы студента», оцененная в £1,5–2 млн. Работа никогда не выпадала из поля зрения исследователей: опубликована в прижизненной монографии о Кустодиеве Всеволода Воинова 1925 года, принимала участие в ретроспективе к 100-летию мастера в 1978 году. Пейзаж происходит из коллекции знаменитого физика, нобелевского лауреата Павла Капицы, который дружил с художником. Для владельца эта работа имела особое значение, потому что он получил ее в дар от автора в тот период, когда был студентом Кембриджа. Полотно изображает прощание юноши с домом и близкими на фоне старорусского пейзажа: вдалеке белеют купола, мужик катит по дороге телегу с сеном, осень золотится пастельными тонами. В 1921 году Капица покинул родину, а вернулся в 1934 году совсем в другую Россию, и главным воспоминанием об ушедшем стала эта памятная вещь. Еще один лот, на который аукционный дом делает ставку, — работа Натальи Гончаровой «Испанка» (эстимейт — £800 тыс. — 1,2 млн) из знакового цикла 1910–30-х гг., который Марина Цветаева называла «гончаровскими plain-chant» (песнопениями). Выставка Christie’s более скромная, однако эстимейты повыше. Топ-лот — картина Николая Фешина «Дама с маникюром. Портрет мадмуазель Жирмо», написанная в 1917 году в Казани. Впрочем, изображенная француженка (о ней известно лишь то, что она была студенткой Казанской художественной школы) выглядит так, будто сидит в каком-нибудь парижском кафе. Революцией, после которой художник эмигрировал в Америку, здесь и не пахнет. Работа происходит из семьи Фешина и оценена в £2–3 млн. Судя по тому, что аналогичный (та же техника, период и размер) «Портрет мадмуазель Подбельской» в 2012 году ушел с молотка за £2 млн при оценке в £800 тыс. — 1,2 млн, можно и здесь ожидать успеха. Другой топ-лот Christie’s принадлежит кисти Николая Рериха. Картина из немецкого частного собрания «Ярилины зовы» (1919 г.) оценена в £1,5–2 млн. На холсте изображена церемония в честь праздника бога солнца на рассвете. Художник писал картину в Карелии. Потом она была им вывезена в США и попала в нью-йоркский Музей Рериха, а тот однажды продал ее частному коллекционеру. Спустя годы вещь снова выходит на рынок. Вслед за конкурентами Christie’s выставляет и работу Натальи Гончаровой «Белые пионы», которая участвовала в выставке 1913 года, а позже уехала вместе с художницей в Париж (оценка — £250–300 тыс.). А любителям классики предлагают итальянский пейзаж Ивана Айвазовского «Искья на закате» (£300–500 тыс.), который, впрочем, не может похвастаться богатой историей в отличие от других топ-лотов: картина впервые появляется на рынке, о ее судьбе мало сведений. Мария Москвичева Заголовок в газете: Авангард сделает русскую неделю Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28120 от 8 ноября 2019