За свою жизнь Ханс Циммер, ставший многократным обладателем крупнейших премий, - «Оскара», «Грэмми», «Золотого глобуса» - написал саундтреки более чем к 150 фильмам. Вот некоторые из них - «Король Лев», «Гладиатор», «Пираты Карибского моря», «Ангелы и Демоны». Он изменил подход к созданию музыки для кино, став примером для многих кинокомпозиторов нового поколения. «МК» поговорил с мастером об интуитивном творческом методе, увлечении современным рэпом и знаковом сотрудничестве с Кристофером Ноланом.
фото: AP- Ханс, насколько близко вам удавалось соприкоснуться с русской культурой?
- Достаточно, чтобы не ассоциировать ее с водкой и медведями (смеется). Я очень люблю произведения русских писателей — Достоевского, Булгакова. «Мастер и Маргарита» - совершенно космический роман. Говоря о музыке, я считаю, что Чайковский до сих пор остается одним из величайших композиторов в мире, хотя некоторые и говорят о его «простоте». Конечно же, нельзя не вспомнить и Прокофьева. С ним у меня была связана одна необычная история. В одном отеле, где я остановился во время рабочей поездки, произошел интересный случай. Как-то поздно вечером я вернулся из ресторана и, когда уже лег спать, услышал звуки музыки этажом выше. Кто-то играл Прокофьева на фортепиано. Я встал, подошел к своему инструменту и начал подыгрывать. Так у нас получился неожиданный ночной дуэт. Мы так ни разу и не встретились с этим человеком, я даже не знаю, кто это был, но запомнил нашу импровизацию, наверное, на всю жизнь.
- Продолжая тему воспоминаний, вы помните свой первый опыт соприкосновения с музыкой?
- Все, что я помню, только с ней и связано! Я так долго играю на фортепиано, сочиняю, что мой мозг просто выбрасывает другие, ненужные ему вещи. Дочь как-то спросила меня о моей молодости: «Каково это — быть бедным музыкантом?» А я не помню. Потому что тогда бедными музыкантами были все вокруг — мне так казалось. Мы просто занимались музыкой, даже не задумываясь ни о какой карьере, о том, что будет завтра... И даже сейчас: я, например, не хожу на премию «Оскар», потому что не люблю надевать костюм. Единственное, чему я особенно радовался, начав работать в Голливуде, - это возможности встретиться лично с известными музыкантами. Помню свое знакомство с Майклом Джексоном, я очень волновался и стеснялся. А он сказал, что ему очень нравится моя музыка...
- Всегда ли, сотрудничая с тем или иным режиссером, вы чувствуете себя комфортно? Или иногда ощущаете прессинг, недостаточно свободы?
- Я считаю, что настоящий профессиональный режиссер никогда не будет говорить тебе, какую точно музыку он хочет услышать в финале. Создатель фильма доверяет тебе, и в итоге ты сочиняешь нечто, чего он не ожидал, что его самого удивляет. И профессиональный режиссер позволяет тебе сделать это, удивить его. Мы много и долго сотрудничали с Кристофером Ноланом. Когда шла работа над фильмом «Начало», я сочинял музыку параллельно с тем, как у него шли съемки. Я знал только идею, отправлял ему по ходу музыкальные отрывки, а он не показывал мне ничего в процессе. Когда я взмолился в финале: «Дай мне уже посмотреть фильм!», он ответил: «Допишешь музыку, тогда покажу». И в конце концов я понял, что это очень хороший, правильный и интересный метод работы. Я почувствовал, сколько свободы он дает. Результат тогда становится сюрпризом и для тебя самого.
- У вас нет традиционного классического образования. Были ли ситуации, когда это вас ограничивало?
- Я бы сказал, что у меня нет образования, но есть классика и традиция (смеется). На самом деле, если ты серьезно подходишь к своему делу, тебе постоянно приходится заниматься самообразованием. Так, используя возможности разных инструментов, создавая оркестровки, я должен проникнуть в мир каждого — скрипки, арфы, кларнета, какого бы то ни было... Это непрерывный процесс. Говоря же о процессе сочинения музыки, все инструменты — только средства. Ты не пишешь музыку на листе бумаги, на фортепиано или в компьютерной программе. Ты пишешь ее в своей голове.
- С чего для вас начинается творческий процесс?
- Самое главное — наладить внутреннюю связь с режиссером. Иногда тебя может вдохновить какой-то образ, который он использует, цвета... Но важнее почувствовать человека и то, о чем будет его история. Для этого — возможно, поговорить по душам за бокалом вина. И сейчас я понимаю, что это всегда история и про тебя самого, так или иначе. Так, музыка из «Короля Льва» - это реквием моему отцу, многое в «Интерстелларе» - о моем сыне Дрейке... В каждом фильме, музыку к которому я написал, есть что-то лично обо мне.
- Какую музыку вы сами слушаете?
- Ее очень много. Зависит от настроения. Например, Ману Чао всегда делает меня счастливым... А не так давно я был в опере и слушал Моцарта — невероятные впечатления. Есть и интересные молодые исполнители — Билли Айлиш, например, или рэпер Кендрик Ламар — его мне посоветовал один друг, он сказал: «ты должен послушать этого парня!» Я не пожалел.
- Как вы относитесь к тому, когда вас называют «новым классиком»?
Я стараюсь не обращать на это внимания, не думать об этом. Никто не знает, что будет с моей музыкой через 10, 20, 30 лет... И, честно говоря, меня не очень волнует, что будет происходить после моей смерти. Я знаю, что делаю то, что должен делать, здесь и сейчас. То, что я чувствую.
Читайте также: Продюсер высказался о запрете концерта Элджея: «Дурь и придурь»
Наталья Малахова
За свою жизнь Ханс Циммер, ставший многократным обладателем крупнейших премий, - «Оскара», «Грэмми», «Золотого глобуса» - написал саундтреки более чем к 150 фильмам. Вот некоторые из них - «Король Лев», «Гладиатор», «Пираты Карибского моря», «Ангелы и Демоны». Он изменил подход к созданию музыки для кино, став примером для многих кинокомпозиторов нового поколения. «МК» поговорил с мастером об интуитивном творческом методе, увлечении современным рэпом и знаковом сотрудничестве с Кристофером Ноланом. фото: AP - Ханс, насколько близко вам удавалось соприкоснуться с русской культурой? - Достаточно, чтобы не ассоциировать ее с водкой и медведями (смеется). Я очень люблю произведения русских писателей — Достоевского, Булгакова. «Мастер и Маргарита» - совершенно космический роман. Говоря о музыке, я считаю, что Чайковский до сих пор остается одним из величайших композиторов в мире, хотя некоторые и говорят о его «простоте». Конечно же, нельзя не вспомнить и Прокофьева. С ним у меня была связана одна необычная история. В одном отеле, где я остановился во время рабочей поездки, произошел интересный случай. Как-то поздно вечером я вернулся из ресторана и, когда уже лег спать, услышал звуки музыки этажом выше. Кто-то играл Прокофьева на фортепиано. Я встал, подошел к своему инструменту и начал подыгрывать. Так у нас получился неожиданный ночной дуэт. Мы так ни разу и не встретились с этим человеком, я даже не знаю, кто это был, но запомнил нашу импровизацию, наверное, на всю жизнь. - Продолжая тему воспоминаний, вы помните свой первый опыт соприкосновения с музыкой? - Все, что я помню, только с ней и связано! Я так долго играю на фортепиано, сочиняю, что мой мозг просто выбрасывает другие, ненужные ему вещи. Дочь как-то спросила меня о моей молодости: «Каково это — быть бедным музыкантом?» А я не помню. Потому что тогда бедными музыкантами были все вокруг — мне так казалось. Мы просто занимались музыкой, даже не задумываясь ни о какой карьере, о том, что будет завтра. И даже сейчас: я, например, не хожу на премию «Оскар», потому что не люблю надевать костюм. Единственное, чему я особенно радовался, начав работать в Голливуде, - это возможности встретиться лично с известными музыкантами. Помню свое знакомство с Майклом Джексоном, я очень волновался и стеснялся. А он сказал, что ему очень нравится моя музыка. - Всегда ли, сотрудничая с тем или иным режиссером, вы чувствуете себя комфортно? Или иногда ощущаете прессинг, недостаточно свободы? - Я считаю, что настоящий профессиональный режиссер никогда не будет говорить тебе, какую точно музыку он хочет услышать в финале. Создатель фильма доверяет тебе, и в итоге ты сочиняешь нечто, чего он не ожидал, что его самого удивляет. И профессиональный режиссер позволяет тебе сделать это, удивить его. Мы много и долго сотрудничали с Кристофером Ноланом. Когда шла работа над фильмом «Начало», я сочинял музыку параллельно с тем, как у него шли съемки. Я знал только идею, отправлял ему по ходу музыкальные отрывки, а он не показывал мне ничего в процессе. Когда я взмолился в финале: «Дай мне уже посмотреть фильм!», он ответил: «Допишешь музыку, тогда покажу». И в конце концов я понял, что это очень хороший, правильный и интересный метод работы. Я почувствовал, сколько свободы он дает. Результат тогда становится сюрпризом и для тебя самого. - У вас нет традиционного классического образования. Были ли ситуации, когда это вас ограничивало? - Я бы сказал, что у меня нет образования, но есть классика и традиция (смеется). На самом деле, если ты серьезно подходишь к своему делу, тебе постоянно приходится заниматься самообразованием. Так, используя возможности разных инструментов, создавая оркестровки, я должен проникнуть в мир каждого — скрипки, арфы, кларнета, какого бы то ни было. Это непрерывный процесс. Говоря же о процессе сочинения музыки, все инструменты — только средства. Ты не пишешь музыку на листе бумаги, на фортепиано или в компьютерной программе. Ты пишешь ее в своей голове. - С чего для вас начинается творческий процесс? - Самое главное — наладить внутреннюю связь с режиссером. Иногда тебя может вдохновить какой-то образ, который он использует, цвета. Но важнее почувствовать человека и то, о чем будет его история. Для этого — возможно, поговорить по душам за бокалом вина. И сейчас я понимаю, что это всегда история и про тебя самого, так или иначе. Так, музыка из «Короля Льва» - это реквием моему отцу, многое в «Интерстелларе» - о моем сыне Дрейке. В каждом фильме, музыку к которому я написал, есть что-то лично обо мне. - Какую музыку вы сами слушаете? - Ее очень много. Зависит от настроения. Например, Ману Чао всегда делает меня счастливым. А не так давно я был в опере и слушал Моцарта — невероятные впечатления. Есть и интересные молодые исполнители — Билли Айлиш, например, или рэпер Кендрик Ламар — его мне посоветовал один друг, он сказал: «ты должен послушать этого парня!» Я не пожалел. - Как вы относитесь к тому, когда вас называют «новым классиком»? Я стараюсь не обращать на это внимания, не думать об этом. Никто не знает, что будет с моей музыкой через 10, 20, 30 лет. И, честно говоря, меня не очень волнует, что будет происходить после моей смерти. Я знаю, что делаю то, что должен делать, здесь и сейчас. То, что я чувствую. Читайте также: Продюсер высказался о запрете концерта Элджея: «Дурь и придурь» Наталья Малахова