О том, что человечество уверенно движется к гибели, композитор Владимир Дашкевич объявил больше 10 лет назад. В 2007 году в Большом зале консерватории состоялась мировая премьера его литургии «Семь зарниц Апокалипсиса».
фото: Михаил КовалевКомментарии автора были такими: «На этой земле человек ведет себя как верзила в колыбели, которую он мало того что перерос, но еще и разломал. Сама логика эволюции вытесняет человека с земли. И рано или поздно выкинет. Так что приближающийся, скажем так, «кирдык» нами совершенно заслужен». В 2013 году Дашкевич заявил еще более определенно: «Все кончится совсем скоро — в 2016 году. Эволюционная спираль остановится, человек объективно потеряет импульс к вырабатыванию новых целей». 2016 год наступил, но с человечеством ничего не случилось. В ответ на иронические подколы типа «ну что же, маэстро, где же обещанный «кирдык»?», Дашкевич не отшучивался. Он просто писал музыку — симфонии, оперы. В том числе оперу «Двенадцать» по Блоку. Это и был его ответ. А «кирдык» тем временем подкрался незаметно, как ему и положено. И всем уже не до шуток.
— Итак, Владимир Сергеевич, предсказание сбылось?
— Не предсказание, а простой научный расчет, который содержится в моей книге «Великое культурное одичание».
— Вы в ней математически доказали, что в 2016 году численность населения планеты достигнет 8,5 миллиарда и больше расти не станет. В этот момент и наступит некий порог: либо человечество погибнет, либо ему придется сильно изменить стиль поведения. Так?
— Коллективный разум — коллар — человечества должен выработать программы для новой космической эволюции. То есть речь идет не о гибели человечества, а о завершении его эволюции. Что будет дальше? Это вопрос. Нам выпало жить в эпоху межэволюционного времени. И поэтому нам — то есть всему человечеству — важно сегодня понять, что именно мы должны делать, чтобы сохранить свой вид. Что-то заставляет людей действовать определенным образом — иногда совершенно необъяснимо с точки зрения здравого смысла. Очевидно, что некие программы вырабатываются человеческим мозгом под воздействием космического Разума.
— Например, какие программы?
— Ну вот что могло заставить древних прародителей человека двинуться из теплой Африки на Север, где было великое обледенение? Какой мистический процесс связал их единой нитью? Мы бы их назвали романтиками — уйти куда-то к чертям в Тибет, в Китай, в Европу, в Британию, где все покрыто ледяной коркой! Объяснить их мотивацию с точки зрения нормативной науки нельзя. Если только не применять понятие «мировая воля» Шопенгауэра. И в более поздние времена, когда Александр Македонский начинает свой поход, объединив Запад и Восток. А что такое монгольское нашествие? Почему вдруг монголы, не способные сражаться ни до, ни после, вдруг пошли на степных лошадях и завоевали всю Европу? Какова была их мотивация? Какие предпосылки? Непонятно. Но в результате была преодолена информационная блокада на огромной территории. А Монголия так и осталась тем, чем была.
— Нынешняя пандемия — это предупреждение?
— Предупреждение, которого не слышат. Когда-то, когда нужно было создать оружие массового уничтожения — атомную бомбу, — были собраны величайшие умы, самые великие физики, и перед ними была поставлена задача, которую они решили. И американцы сбросили бомбы на мирных жителей Нагасаки и Хиросимы. Сейчас перед лицом опасного вируса не происходит ничего подобного: все сидят по своим лабораториям, хотя очевидно, что нужно объединить усилия лучших биологов, вирусологов, эпидемиологов всего мира для создания вакцины и лекарства. Но этого не происходит. Сегодняшняя ситуация дает шанс людям остаться наедине с самими собой, чтобы поразмышлять, ответить себе на вопросы, обратиться к ДЛИННЫМ ТЕКСТАМ, от которых люди отвыкли. Они могут снова начать слушать музыку — симфоническую, в которой все, что сегодня происходит, было предсказано еще в позапрошлом веке.
— В музыке?!
— Да! Человеку помогают на всем протяжении его жизни на Земле: высший Разум постоянно вмешивается в эволюцию. Когда надо было насыщать человека знаниями, то 2,5 тысячи лет назад в разных местах появились Будда, Конфуций, Лао Цзы, Пифагор, Сократ. Те, кто определили культуру человечества. Когда человечество плохо передавало друг другу важную информацию, то Разум устраивал мощные встряски… Музыка — модель эволюции. Четырехчастный симфонический цикл полностью совпадает с информативным циклом эволюции. Все послания заложены в музыке. Как минимум четыре великие симфонии XIX и самого начала ХХ века раскрыли человечеству смысл бытия и предостерегли от программы на уничтожение, которую запустил человеческий мозг. Девятая симфония Бетховена — высшая точка выражения музыкального шифра, которым пользуется всеобщий Разум, еще полна оптимизм. Это 1824 год. Но Брамс в 1885-м пишет трагический финал своей Четвертой симфонии в форме чаконы — вариаций на остинатный бас. Такой формы никто никогда не применял в качестве финала симфонического цикла. А Чайковский идет еще дальше — в Шестой симфонии он как будто меняет местами III часть и финал. Эволюция заканчивается трагедией. И уж совершенно страшной рифмой к бетховенскому Рондо Девятой симфонии кажется написанное в той же тональности ре мажор Рондо из Пятой Малера.
— Не зря исследователи творчества Малера писали, что это — лишь иллюзия победы добра над злом. И что там «пахнет серой»… Мне всегда казалось, что Финал Пятой Малера — ключ к пониманию финала столь же пророческой Пятой Чайковского: и там, и там — обманный триумфальный мажор, который звучит просто убийственно агрессивно.
— Эти композиторы предсказали приближающуюся катастрофу. И если бы культура музыковедения, вернее, отношение к ней, было на серьезном, высоком уровне, то она бы это установила. Я, например, убежден: тот факт, что произведения Баха 79 лет лежали на чердаке, пока их не открыл Мендельсон, стоил человечеству больших потерь — войн и сражений. Потому что, если составить сравнительную таблицу сражений в Европе и композиторских работ аналогичного периода, то можно увидеть прямые связи между этими явлениями. Бог говорит с людьми языком музыки. Причем определенной музыки — той, в которой гармония является преодолением диссонанса. Как у Шуберта в Ave Maria: только через переживание всей той боли матери, сын которой распят на кресте, можно прочувствовать свет и тепло этой мажорной молитвы. Ни языком авангарда, который исчерпывается диссонансом, ни языком попсы, которая этот диссонанс игнорирует, бог не говорит. Впрочем, предупреждали людей не только композиторы! Первый ученый-биолог Жан-Батист Ламарк 200 лет назад высказался так: «…назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания». Спустя 100 лет Осип Мандельштам посвятил Ламарку стихи:
Он сказал: довольно полнозвучья, —
Ты напрасно Моцарта любил:
Наступает глухота паучья,
Здесь провал сильнее наших сил.
И от нас природа отступила —
Так, как будто мы ей не нужны,
И продольный мозг она вложила,
Словно шпагу, в темные ножны.
Еще 100 лет спустя их слова сбываются. Буквально сегодня я на этот текст Ламарка написал фугу.
— Что же случилось с человечеством? Почему «природа отступила»?
— Большой вопрос, почему человек пляшет под идиотские напевы, которые забывает через несколько секунд, почему он перестал слушать большие тексты. А ведь когда-то внимал эпосам — Рамаяна, Одиссея, читал Дон Кихота, слушал «Тристана и Изольду» пять с половиной часов... Но сейчас нужно, чтобы было быстро и… удобно! Последний архетип, который человека добил, — архетип комфорта. Ни одно животное так не злоупотребляет удовлетворением инстинкта удовольствия, как человек. Ни один вид в природе не сталкивается с проблемой, скажем, ожирения. Или алкоголизма. Все это — прерогатива человечества.
— Вот я слушаю и думаю: может быть, тогда и черт бы с ним? Пусть дохнет? В смысле — дохнем… мы…
— Человечество задумано с определенной большой целью. Вселенная так построена, что она все время разбегается. Это называется «эффект Доплера», или «красное смещение». Каждое тело удаляется друг от друга с максимальной скоростью. Нужен фактор, который предотвратил бы эту разбежку. Человек, возможно, был как раз и задуман как фактор, упорядочивающий мир, управляющий им. Поэтому его так долго и терпеливо учили. В идеале он должен научиться управлять Солнечной системой, природой и выйти в масштабы Вселенной.
— Но, похоже, надежд учителей человек не оправдал. Как в песенке: «даром преподаватели время со мною тратили, все, что ни задавали мне, делал я кое-как…» Троечники мы!
— Человек к завершению своей эволюции должен был сделать несколько вещей: создать мировое сообщество, понять, что религия каждого — это религия всех и, наконец, сохранить Землю как среду обитания. Но он ничего этого не сделал. Научившись пользоваться левым полушарием, защищающим интересы «Я», он не только не развил правое полушарие, защищающее интересы «МЫ», но более того — подавил его, заблокировал! Даже художника превратил в поставщика удовольствия… А ведь художник первым должен сосредоточиться на этих задачах человечества — единства общества, универсальности религии и бережном отношении к Земле.
— И что впереди?
— Возможно, все изменит новое поколение — нео-сапиенс. Они запрограммированы на то, чтобы отсечь от себя информацию прошлых лет. У них есть внутренне табу, которое им говорит, что путь их предков не нужен. И им не надо здесь мешать, потому что они по-своему правы. И если они станут решительным образом бороться против пропаганды любых форм военного и агрессии, если возникнет установка, что никто ни копейки не потратит на фильм, в котором кто-то в кого-то стреляет, будет надежда на новый виток эволюции. Есть точка зрения Христа, изложенная им в Нагорной проповеди: у человека нет врагов. Их просто не может быть. Люди, которые вышли из одной точки, чтобы обустроить эту землю, не могут воевать друг с другом.
— У вас есть представление об идеальном обществе?
— В не очень отдаленном будущем государство должно стать не более чем административной частью интерсоциума. Должен быть некий интерсоциальный управляющий аппарат, состоящий из ученых, может быть, нобелевских лауреатов, людей, заслуживающих уважения. Они должны определять стратегические линии экономики, климата, религиозных отношений. На всех территориях должны быть приемлемые условия для жизни. Если человек не в состоянии работать, он все равно имеет средства к существованию.
— Коммунизм?
— Общество, в котором никому нет смысла прибегать к оружию.
— Утопия.
— Томас Мор сказал: «Если вы не хотите Утопию, я вам покажу ад на земле». До начала цивилизации все шло неплохо. После того как Адам Смит изобрел экономику, начался ад. Люди не только стали убивать друг друга при помощи пластиковых бомб. Даже от пластиковых бутылок с газированный водой уничтожаются целые классы животного мира. Природа не выдерживает эскалации плодов цивилизации. Весь этот оборот вредных веществ должен быть полностью нейтрализован. Это вопрос существования мира, в котором мы живем. Человек в день уничтожает 30 видов растений и животных. На планете каждый год гибнет невероятное количество детей от голода. Это не позволяет себе ни один биологический вид. Только человек. Который продолжает создавать оружие, потому что в его мозгу нет картинки попадания бомбы в его собственный дом.
— Вы закончили работу над оперой «Двенадцать». Ее литературный первоисточник создан Александром Блоком 100 лет назад. В чем ее актуальность сегодня?
— Я допустил некое кощунство, на которое иду сознательно. Уверен, что если бы Христос пришел сегодня к нам, то вместо слов «Не мир я вам принес, но меч», он сказал бы наоборот: «Не меч я вам принес, но мир».
Читайте также: Изоизоляция: лучший флешмоб Интернета объединил народ
Пандемия коронавируса. Хроника событий
Екатерина Кретова
О том, что человечество уверенно движется к гибели, композитор Владимир Дашкевич объявил больше 10 лет назад. В 2007 году в Большом зале консерватории состоялась мировая премьера его литургии «Семь зарниц Апокалипсиса». фото: Михаил Ковалев Комментарии автора были такими: «На этой земле человек ведет себя как верзила в колыбели, которую он мало того что перерос, но еще и разломал. Сама логика эволюции вытесняет человека с земли. И рано или поздно выкинет. Так что приближающийся, скажем так, «кирдык» нами совершенно заслужен». В 2013 году Дашкевич заявил еще более определенно: «Все кончится совсем скоро — в 2016 году. Эволюционная спираль остановится, человек объективно потеряет импульс к вырабатыванию новых целей». 2016 год наступил, но с человечеством ничего не случилось. В ответ на иронические подколы типа «ну что же, маэстро, где же обещанный «кирдык»?», Дашкевич не отшучивался. Он просто писал музыку — симфонии, оперы. В том числе оперу «Двенадцать» по Блоку. Это и был его ответ. А «кирдык» тем временем подкрался незаметно, как ему и положено. И всем уже не до шуток. — Итак, Владимир Сергеевич, предсказание сбылось? — Не предсказание, а простой научный расчет, который содержится в моей книге «Великое культурное одичание». — Вы в ней математически доказали, что в 2016 году численность населения планеты достигнет 8,5 миллиарда и больше расти не станет. В этот момент и наступит некий порог: либо человечество погибнет, либо ему придется сильно изменить стиль поведения. Так? — Коллективный разум — коллар — человечества должен выработать программы для новой космической эволюции. То есть речь идет не о гибели человечества, а о завершении его эволюции. Что будет дальше? Это вопрос. Нам выпало жить в эпоху межэволюционного времени. И поэтому нам — то есть всему человечеству — важно сегодня понять, что именно мы должны делать, чтобы сохранить свой вид. Что-то заставляет людей действовать определенным образом — иногда совершенно необъяснимо с точки зрения здравого смысла. Очевидно, что некие программы вырабатываются человеческим мозгом под воздействием космического Разума. — Например, какие программы? — Ну вот что могло заставить древних прародителей человека двинуться из теплой Африки на Север, где было великое обледенение? Какой мистический процесс связал их единой нитью? Мы бы их назвали романтиками — уйти куда-то к чертям в Тибет, в Китай, в Европу, в Британию, где все покрыто ледяной коркой! Объяснить их мотивацию с точки зрения нормативной науки нельзя. Если только не применять понятие «мировая воля» Шопенгауэра. И в более поздние времена, когда Александр Македонский начинает свой поход, объединив Запад и Восток. А что такое монгольское нашествие? Почему вдруг монголы, не способные сражаться ни до, ни после, вдруг пошли на степных лошадях и завоевали всю Европу? Какова была их мотивация? Какие предпосылки? Непонятно. Но в результате была преодолена информационная блокада на огромной территории. А Монголия так и осталась тем, чем была. — Нынешняя пандемия — это предупреждение? — Предупреждение, которого не слышат. Когда-то, когда нужно было создать оружие массового уничтожения — атомную бомбу, — были собраны величайшие умы, самые великие физики, и перед ними была поставлена задача, которую они решили. И американцы сбросили бомбы на мирных жителей Нагасаки и Хиросимы. Сейчас перед лицом опасного вируса не происходит ничего подобного: все сидят по своим лабораториям, хотя очевидно, что нужно объединить усилия лучших биологов, вирусологов, эпидемиологов всего мира для создания вакцины и лекарства. Но этого не происходит. Сегодняшняя ситуация дает шанс людям остаться наедине с самими собой, чтобы поразмышлять, ответить себе на вопросы, обратиться к ДЛИННЫМ ТЕКСТАМ, от которых люди отвыкли. Они могут снова начать слушать музыку — симфоническую, в которой все, что сегодня происходит, было предсказано еще в позапрошлом веке. — В музыке?! — Да! Человеку помогают на всем протяжении его жизни на Земле: высший Разум постоянно вмешивается в эволюцию. Когда надо было насыщать человека знаниями, то 2,5 тысячи лет назад в разных местах появились Будда, Конфуций, Лао Цзы, Пифагор, Сократ. Те, кто определили культуру человечества. Когда человечество плохо передавало друг другу важную информацию, то Разум устраивал мощные встряски… Музыка — модель эволюции. Четырехчастный симфонический цикл полностью совпадает с информативным циклом эволюции. Все послания заложены в музыке. Как минимум четыре великие симфонии XIX и самого начала ХХ века раскрыли человечеству смысл бытия и предостерегли от программы на уничтожение, которую запустил человеческий мозг. Девятая симфония Бетховена — высшая точка выражения музыкального шифра, которым пользуется всеобщий Разум, еще полна оптимизм. Это 1824 год. Но Брамс в 1885-м пишет трагический финал своей Четвертой симфонии в форме чаконы — вариаций на остинатный бас. Такой формы никто никогда не применял в качестве финала симфонического цикла. А Чайковский идет еще дальше — в Шестой симфонии он как будто меняет местами III часть и финал. Эволюция заканчивается трагедией. И уж совершенно страшной рифмой к бетховенскому Рондо Девятой симфонии кажется написанное в той же тональности ре мажор Рондо из Пятой Малера. — Не зря исследователи творчества Малера писали, что это — лишь иллюзия победы добра над злом. И что там «пахнет серой»… Мне всегда казалось, что Финал Пятой Малера — ключ к пониманию финала столь же пророческой Пятой Чайковского: и там, и там — обманный триумфальный мажор, который звучит просто убийственно агрессивно. — Эти композиторы предсказали приближающуюся катастрофу. И если бы культура музыковедения, вернее, отношение к ней, было на серьезном, высоком уровне, то она бы это установила. Я, например, убежден: тот факт, что произведения Баха 79 лет лежали на чердаке, пока их не открыл Мендельсон, стоил человечеству больших потерь — войн и сражений. Потому что, если составить сравнительную таблицу сражений в Европе и композиторских работ аналогичного периода, то можно увидеть прямые связи между этими явлениями. Бог говорит с людьми языком музыки. Причем определенной музыки — той, в которой гармония является преодолением диссонанса. Как у Шуберта в Ave Maria: только через переживание всей той боли матери, сын которой распят на кресте, можно прочувствовать свет и тепло этой мажорной молитвы. Ни языком авангарда, который исчерпывается диссонансом, ни языком попсы, которая этот диссонанс игнорирует, бог не говорит. Впрочем, предупреждали людей не только композиторы! Первый ученый-биолог Жан-Батист Ламарк 200 лет назад высказался так: «…назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания». Спустя 100 лет Осип Мандельштам посвятил Ламарку стихи: Он сказал: довольно полнозвучья, — Ты напрасно Моцарта любил: Наступает глухота паучья, Здесь провал сильнее наших сил. И от нас природа отступила — Так, как будто мы ей не нужны, И продольный мозг она вложила, Словно шпагу, в темные ножны. Еще 100 лет спустя их слова сбываются. Буквально сегодня я на этот текст Ламарка написал фугу. — Что же случилось с человечеством? Почему «природа отступила»? — Большой вопрос, почему человек пляшет под идиотские напевы, которые забывает через несколько секунд, почему он перестал слушать большие тексты. А ведь когда-то внимал эпосам — Рамаяна, Одиссея, читал Дон Кихота, слушал «Тристана и Изольду» пять с половиной часов. Но сейчас нужно, чтобы было быстро и… удобно! Последний архетип, который человека добил, — архетип комфорта. Ни одно животное так не злоупотребляет удовлетворением инстинкта удовольствия, как человек. Ни один вид в природе не сталкивается с проблемой, скажем, ожирения. Или алкоголизма. Все это — прерогатива человечества. — Вот я слушаю и думаю: может быть, тогда и черт бы с ним? Пусть дохнет? В смысле — дохнем… мы… — Человечество задумано с определенной большой целью. Вселенная так построена, что она все время разбегается. Это называется «эффект Доплера», или «красное смещение». Каждое тело удаляется друг от друга с максимальной скоростью. Нужен фактор, который предотвратил бы эту разбежку. Человек, возможно, был как раз и задуман как фактор, упорядочивающий мир, управляющий им. Поэтому его так долго и терпеливо учили. В идеале он должен научиться управлять Солнечной системой, природой и выйти в масштабы Вселенной. — Но, похоже, надежд учителей человек не оправдал. Как в песенке: «даром преподаватели время со мною тратили, все, что ни задавали мне, делал я кое-как…» Троечники мы! — Человек к завершению своей эволюции должен был сделать несколько вещей: создать мировое сообщество, понять, что религия каждого — это религия всех и, наконец, сохранить Землю как среду обитания. Но он ничего этого не сделал. Научившись пользоваться левым полушарием, защищающим интересы «Я», он не только не развил правое полушарие, защищающее интересы «МЫ», но более того — подавил его, заблокировал! Даже художника превратил в поставщика удовольствия… А ведь художник первым должен сосредоточиться на этих задачах человечества — единства общества, универсальности религии и бережном отношении к Земле. — И что впереди? — Возможно, все изменит новое поколение — нео-сапиенс. Они запрограммированы на то, чтобы отсечь от себя информацию прошлых лет. У них есть внутренне табу, которое им говорит, что путь их предков не нужен. И им не надо здесь мешать, потому что они по-своему правы. И если они станут решительным образом бороться против пропаганды любых форм военного и агрессии, если возникнет установка, что никто ни копейки не потратит на фильм, в котором кто-то в кого-то стреляет, будет надежда на новый виток эволюции. Есть точка зрения Христа, изложенная им в Нагорной проповеди: у человека нет врагов. Их просто не может быть. Люди, которые вышли из одной точки, чтобы обустроить эту землю, не могут воевать друг с другом. — У вас есть представление об идеальном обществе? — В не очень отдаленном будущем государство должно стать не более чем