Режиссер знаменитых фильмов «Аполлон 13», «Нокдаун», «Код Да Винчи», «Ангелы и демоны», обладатель «Оскара» за культовый фильм «Игры разума» Рон Ховард не впервые стал автором биографической ленты о музыкантах. За его плечами до «Паваротти» были «The Beatles: восемь дней в неделю — годы гастролей», «Сделано в Америке» — история уникального фестиваля. Личная встреча с Лучано Паваротти стало той отправной точкой, которая заставила Ховарда погрузиться в неведомый для него мир классической оперы. Восторг неофита пошел на пользу: кино получилось на славу.
Режиссер пошел вполне стандартным путем: кадры частной хроники (семья Паваротти предоставила для производства фильма все свои личные архивы), интереснейшие интервью с близкими, откровенные рассказы первой жены Адуи Вероне и трех дочерей от первого брака, близкой подруги и любовницы певицы Мадлен Рени, второй жены Николетты Мантовани, беседы с продюсерами, дирижерами, партнерами по проекту «Три тенора» — Хосе Каррерасом и Пласидо Доминго, коллегами, певцами, музыкантами… И очень много самого Лучано — в интервью, концертах, нередко снятых на любительские камеры, хоум-видео… За кадром — никакого авторского текста, никакой навязанной интерпретации — документы, воспоминания, рассказы очевидцев. И уж, конечно, никакой привычной для нас по форматом отечественного телевидения чернухи. Типа: «Вот как все было хорошо. Но — тыдышь — и его настигли нищета, болезнь, предательство, измена» — и далее по списку, чего так жаждет застывшая у телевизоров масса, которую возбуждает и успокаивает лавина бед и неприятностей у суперзвезд. Нет. Ничего подобного в этом фильме не будет. Напротив — биография маэстро подана как череда побед и взлетов, безмерного труда и адекватного вознаграждения, полной самоотдачи и ответной любви. А если и были болезни, неприятности — так певец проходил сквозь них, как мифологический герой сквозь Сциллу и Харибду, ведомый Божественным провидением, принимая испытания и побеждая трудности.
Свет, позитив, любовь, доброта, бесконечная радость творчества и фантастическая щедрость гениальной личности, безусловно поцелованной Богом — такова тональность этого удивительного фильма. Мастерство монтажа, приемы высококлассного игрового кино, которые Ховард применяет в фильме документальном — пусть об этом рассуждают киноведы. А для музыкального обозревателя «МК» гораздо важнее стали чисто музыкальные реперные точки, умело расставленные авторами этого фильма. К примеру, рассуждения о специфике тенорового тембра — не органичного для мужчины. О невероятном труде, который обеспечивает те самые легендарные «верхние до», которые так «легко» брал Паваротти… Легко? О нет! Сам он в интервью говорит о том, как тщательно они должны быть подготовлены.
«И что же — вы в таком случае уверены, что возьмете эту верхнюю ноту?», — спрашивает журналист.
«Нет, не уверен, — отвечает Паваротти. Шутит? Смеется? Или это не шутка? И каждое такое «до», вызывающее бурю оваций в зале — отчаянный риск?
Великолепен эпизод, в котором представитель звукозаписывающей компании, с которой тенор подписал эксклюзивный договор, рассказывает, как его послали к Паваротти с разборками: почему певец пишется еще на какой-то студии? Паваротти страшно удивился: «Так вот, оказывается, что значит эксклюзив… Но, понимаете, это студия моей жены!» — «Все равно нельзя!» — «Да… Жаль, что так коротка жизнь…» Таково было последнее заявление маэстро, с которым сотрудник студии вернулся в офис. «Что он сказал?» — «Жаль, что так коротка жизнь…» — «Что ты ответил?» — «А что на это можно ответить?»
Финал этой истории поистине голливудский: владелец прав на записи Паваротти компания Poligram просто купила студию Адуи. Вопрос эксклюзива был решен.
В фильме есть все. Начало восхождения сына пекаря и участника хора провинциального города Модена, где Лучано Паваротти начал свой путь и где он 12 лет назад упокоился в фамильном склепе. Его дебют в «Богеме». Его триумфальные выступления во всем мире. Покорение Америки — без которого не может состояться ни одна мировая звезда. Его совместные концерты с поп-звездами, в том числе с U2: в фильме много прямой речи Боно, ставшего близким другом Паваротти. И, конечно, сумасшедший проект «Три тенора» с Хосе Каррерасом, Пласидо Доминго и дирижером Зубином Метой, который очаровал публику и опустошил бюджеты концертных площадок всего мира. Впрочем, об этом в фильме, конечно, ни слова. Опера и концерты, частная жизни и благотворительность, и вечная улыбка, шутка, открытость и доверчивость…
А где же споры вокруг наследства? А где конфликт между дочерями от первого брака и второй женой? А где факт изменения завещания? Где рассказ о том, что, узнав о диагнозе мужа, Николетт Мантовани уезжает в Америку вместо того, чтобы ухаживать за больным мужем?
Нет, дорогие фанаты гениального Паваротти. Ничему этому места в фильме нет. Здесь — свет и красота. Опера в ее высшем проявлении. Только музыка и культ ГОЛОСА, которому не нужны ни сплетни, ни режиссура, ни трактовки, ни актуализация. Не зря Паваротти никогда не пел в «режоперах». Ему это было не интересно.
Остается только сказать, что фильм «Паваротти» отличается фантастическим качеством записи и воспроизведения звука, позволяющим ощутить полный контакт с этим волшебным голосом, который Лучано Паваротти воспринимал как Дар Небес, которым он обязан делиться с людьми. Да так оно и было.
Екатерина Кретова
Режиссер знаменитых фильмов «Аполлон 13», «Нокдаун», «Код Да Винчи», «Ангелы и демоны», обладатель «Оскара» за культовый фильм «Игры разума» Рон Ховард не впервые стал автором биографической ленты о музыкантах. За его плечами до «Паваротти» были «The Beatles: восемь дней в неделю — годы гастролей», «Сделано в Америке» — история уникального фестиваля. Личная встреча с Лучано Паваротти стало той отправной точкой, которая заставила Ховарда погрузиться в неведомый для него мир классической оперы. Восторг неофита пошел на пользу: кино получилось на славу. Режиссер пошел вполне стандартным путем: кадры частной хроники (семья Паваротти предоставила для производства фильма все свои личные архивы), интереснейшие интервью с близкими, откровенные рассказы первой жены Адуи Вероне и трех дочерей от первого брака, близкой подруги и любовницы певицы Мадлен Рени, второй жены Николетты Мантовани, беседы с продюсерами, дирижерами, партнерами по проекту «Три тенора» — Хосе Каррерасом и Пласидо Доминго, коллегами, певцами, музыкантами… И очень много самого Лучано — в интервью, концертах, нередко снятых на любительские камеры, хоум-видео… За кадром — никакого авторского текста, никакой навязанной интерпретации — документы, воспоминания, рассказы очевидцев. И уж, конечно, никакой привычной для нас по форматом отечественного телевидения чернухи. Типа: «Вот как все было хорошо. Но — тыдышь — и его настигли нищета, болезнь, предательство, измена» — и далее по списку, чего так жаждет застывшая у телевизоров масса, которую возбуждает и успокаивает лавина бед и неприятностей у суперзвезд. Нет. Ничего подобного в этом фильме не будет. Напротив — биография маэстро подана как череда побед и взлетов, безмерного труда и адекватного вознаграждения, полной самоотдачи и ответной любви. А если и были болезни, неприятности — так певец проходил сквозь них, как мифологический герой сквозь Сциллу и Харибду, ведомый Божественным провидением, принимая испытания и побеждая трудности. Свет, позитив, любовь, доброта, бесконечная радость творчества и фантастическая щедрость гениальной личности, безусловно поцелованной Богом — такова тональность этого удивительного фильма. Мастерство монтажа, приемы высококлассного игрового кино, которые Ховард применяет в фильме документальном — пусть об этом рассуждают киноведы. А для музыкального обозревателя «МК» гораздо важнее стали чисто музыкальные реперные точки, умело расставленные авторами этого фильма. К примеру, рассуждения о специфике тенорового тембра — не органичного для мужчины. О невероятном труде, который обеспечивает те самые легендарные «верхние до», которые так «легко» брал Паваротти… Легко? О нет! Сам он в интервью говорит о том, как тщательно они должны быть подготовлены. «И что же — вы в таком случае уверены, что возьмете эту верхнюю ноту?», — спрашивает журналист. «Нет, не уверен, — отвечает Паваротти. Шутит? Смеется? Или это не шутка? И каждое такое «до», вызывающее бурю оваций в зале — отчаянный риск? Великолепен эпизод, в котором представитель звукозаписывающей компании, с которой тенор подписал эксклюзивный договор, рассказывает, как его послали к Паваротти с разборками: почему певец пишется еще на какой-то студии? Паваротти страшно удивился: «Так вот, оказывается, что значит эксклюзив… Но, понимаете, это студия моей жены!» — «Все равно нельзя!» — «Да… Жаль, что так коротка жизнь…» Таково было последнее заявление маэстро, с которым сотрудник студии вернулся в офис. «Что он сказал?» — «Жаль, что так коротка жизнь…» — «Что ты ответил?» — «А что на это можно ответить?» Финал этой истории поистине голливудский: владелец прав на записи Паваротти компания Poligram просто купила студию Адуи. Вопрос эксклюзива был решен. В фильме есть все. Начало восхождения сына пекаря и участника хора провинциального города Модена, где Лучано Паваротти начал свой путь и где он 12 лет назад упокоился в фамильном склепе. Его дебют в «Богеме». Его триумфальные выступления во всем мире. Покорение Америки — без которого не может состояться ни одна мировая звезда. Его совместные концерты с поп-звездами, в том числе с U2: в фильме много прямой речи Боно, ставшего близким другом Паваротти. И, конечно, сумасшедший проект «Три тенора» с Хосе Каррерасом, Пласидо Доминго и дирижером Зубином Метой, который очаровал публику и опустошил бюджеты концертных площадок всего мира. Впрочем, об этом в фильме, конечно, ни слова. Опера и концерты, частная жизни и благотворительность, и вечная улыбка, шутка, открытость и доверчивость… А где же споры вокруг наследства? А где конфликт между дочерями от первого брака и второй женой? А где факт изменения завещания? Где рассказ о том, что, узнав о диагнозе мужа, Николетт Мантовани уезжает в Америку вместо того, чтобы ухаживать за больным мужем? Нет, дорогие фанаты гениального Паваротти. Ничему этому места в фильме нет. Здесь — свет и красота. Опера в ее высшем проявлении. Только музыка и культ ГОЛОСА, которому не нужны ни сплетни, ни режиссура, ни трактовки, ни актуализация. Не зря Паваротти никогда не пел в «режоперах». Ему это было не интересно. Остается только сказать, что фильм «Паваротти» отличается фантастическим качеством записи и воспроизведения звука, позволяющим ощутить полный контакт с этим волшебным голосом, который Лучано Паваротти воспринимал как Дар Небес, которым он обязан делиться с людьми. Да так оно и было. Екатерина Кретова