Второй главный приз за один месяц получила картина Бориса Акопова «Бык». После победы на «Кинотавре» — основная награда конкурса «На восток от Запада» 54 го международного кинофестиваля в Карловых Варах.
Конкурс этот был придуман когда-то для фильмов из стран бывшего социалистического лагеря. Теперь его география существенно расширилась. Кинематографисты из Греции и Турции, а с этого года — из стран Ближнего Востока соревнуются за обладание единственным призом.
Русские ленты побеждают здесь довольно часто. Однако в этом году шансы «Быка» не выглядели такими уж бесспорными. Программа была на удивление хороша. Всех поразил саудовский «Последний визит». История отношений отца и сына, их взаимонепонимания, их отказа сделать малейший шаг навстречу друг другу наглядно показала, что вечный конфликт поколений не обходит стороной даже такое патриархальное общество, которое существует в богатом нефтяном королевстве.
Кинематограф в Саудовской Аравии лишь недавно был легализован, и лента режиссера Абдулмохсена Альдабана — одна из первых. Тем поразительней режиссерская и изобразительная культура этого фильма: Антониониевская тягучесть завораживающе длинных планов в сочетании с осмысленным монтажом, выверенный ритм повествования, прекрасное, тактичное актерское исполнение… Если бы «Последний визит» был удостоен приза, никто бы не удивился и не возражал.
«Скандинавское молчание» из Эстонии пленило графической четкостью черно-белого широкоэкранного изображения. Чего-то подобного и ожидали те, кто был знаком с «Боковым ветром», предыдущей работой режиссера Мартти Хейде, — историей женщины, высланной в конце сороковых годов в Сибирь. Там рассказ строился на стоп-кадрах, голосе, комментирующем визуальный ряд, стилизованный под старые фото… Здесь сексуально-криминальная семейная драма контрастирует со строгой красотой холодного моря, шумящего леса, узкой дороги, по которой в угнанной машине едут брат и сестра…
«Новая Литва» режиссера Каролиса Каупиниса тоже черно-белая — Карловы Вары в этом году объявили едва ли не манифест вернувшегося монохромного кино. Здесь внимание уделяется не только изображению, сколько невиданному сюжету. В конце тридцатых годов знаменитый ученый-географ, прекрасно понимая, что дни независимого литовского государства сочтены, пытается увлечь руководство страны своей идеей переселения граждан Литовской Республики на далекие необитаемые острова в экзотических морях. От него отмахиваются, как от сумасшедшего, сдают нацистам города и в конце концов приглашают в страну советские войска…
«Мои тихие мысли» — так называется забавная лента украинца Антонио Лукича о молодом парне, который отправляется в заповедные уголки Ужгородщины, чтобы записать голоса зверей и птиц, обитающих в уникальном регионе. Звуки эти нужны его канадскому работодателю для создания видеоигр, построенных на украинском фольклоре. В случае успеха нашего звуковика ждет престижная работа в заокеанской фирме.
Конфликт поколений подан здесь в гротескной форме. Мама юноши, весьма экстатическая дама, страдающая от женского одиночества, постоянно пытается между тем обучать сына уму-разуму. Юный итальянский возлюбленный маму, разумеется, обирает и бросает, но в конце концов она находит счастье в объятиях немолодого бельгийца и продолжает наставлять своего великовозрастного детину в письмах из города Гента.
Сыночек тоже становится жертвой воров. Но своих, украинских. Они крадут в поезде его кроссовки. Затем, уже исполняя канадское задание, он вынужден наряжаться в овечью шкуру, дабы услышать желаемое «бекание». В поисках заветной птицы он отправляется в приграничную чащобу, где сначала чуть не тонет в болоте, а потом попадает в руки к стражам границы. Основательно помутузив парня, они долго не могут понять, что значат записанные блеяния и крякания, обнаруженные при задержании «опасного нарушителя»…
Артист Андрий Лидаговский, исполняющий главную роль, что называется, вышел ростом. Стоя на фестивальной сцене при получении специального упоминания жюри, режиссер признался, что он ожидал награду за самого высокого артиста, а тот, склонившись к микрофону вдвое, мило поблагодарил фестиваль по-английски. Герой до Канады не доехал, а исполнитель добрался до знаменитого европейского курорта.
В отличие от украинского великана постановщик «Быка» Борис Акопов на подиуме поразил своей абсолютно нережиссерской внешностью. Прошлое балетного танцовщика угадывается в манере речи, походке, пластике тела… Фильм же сделан четко и уверенно, почти везде видна крепкая рука режиссера. Темп и ритм выдержаны точно. Быть может, за исключением нескольких «провисаний» в середине повествования. Самый лучший наш молодой артист Юрий Борисов, как всегда, чудесен в своей органичности и искренности, но выстроен характер его персонажа явно режиссером.
Поразившись этому удивительному, прекрасному и загадочному несовпадению психофизических данных постановщика и жесткой сути его творения, ожидаешь от господина Акопова новых кинематографических чудес.
Основной конкурс нынешних Карловых Вар был традиционно слабее программы «На восток от Запада», но главный приз «Хрустальный глобус» получила, безусловно, лучшая картина.
Знаменитый болгарский режиссерский дуэт — Кристина Грозева и Петар Вылчанов — прославился двумя предыдущими своими работами «Урок» и «Слава». Теперь они поставили замечательного «Отца». Сюжет весьма интригующий.
Умирает известная когда-то актриса, сыгравшая бесстрашную разведчицу в популярном коммунистическом телесериале. Сын, ради воспитания которого мать оставила актерскую карьеру, работает рекламщиком. Он приезжает на похороны в дальнее село в надежде вскоре отбыть в Софию к ждущей его работе и беременной жене. Однако молодому мужчине придется задержаться в глуши дольше, чем он планировал. Отец — художник по профессии— уверяет его в том, что умершая продолжает с ним общаться. Стремясь ответить на призывы любимой жены, он вместе с сыном отправляется к местному шарлатану, который обещает за соответствующую мзду такой контакт наладить…
И снова, как в «Уроке» и «Славе», режиссерский минимализм приводит к сильному художественному результату. Никаких спецэффектов, никакой внешней драматизации. Лишь дорога, машина, лес, деревенский дом, телефон, по которому герой постоянно лжет своей возлюбленной и обещает коллегам быстро вернуться на работу. Фантасмагория в «Отце» рождается будничными делами и проблемами, знакомыми каждому человеку. Отношения между самыми близкими людьми порой оказываются столь сложными, а противоречия столь неразрешимыми, что обычный человек должен обнаружить в себе воистину супергеройские душевные силы, чтобы привести свой мир к гармонии.
Победившие в Карловых Варах Кристина Грозева, Петар Вылчанов и Борис Акопов молоды. Быть может, им удастся вернуть кинематографу то величие, что было создано их отцами и дедами? Кто знает… Но давайте хотя бы надеяться.
Сергей Лаврентьев
Второй главный приз за один месяц получила картина Бориса Акопова «Бык». После победы на «Кинотавре» — основная награда конкурса «На восток от Запада» 54 го международного кинофестиваля в Карловых Варах. Конкурс этот был придуман когда-то для фильмов из стран бывшего социалистического лагеря. Теперь его география существенно расширилась. Кинематографисты из Греции и Турции, а с этого года — из стран Ближнего Востока соревнуются за обладание единственным призом. Русские ленты побеждают здесь довольно часто. Однако в этом году шансы «Быка» не выглядели такими уж бесспорными. Программа была на удивление хороша. Всех поразил саудовский «Последний визит». История отношений отца и сына, их взаимонепонимания, их отказа сделать малейший шаг навстречу друг другу наглядно показала, что вечный конфликт поколений не обходит стороной даже такое патриархальное общество, которое существует в богатом нефтяном королевстве. Кинематограф в Саудовской Аравии лишь недавно был легализован, и лента режиссера Абдулмохсена Альдабана — одна из первых. Тем поразительней режиссерская и изобразительная культура этого фильма: Антониониевская тягучесть завораживающе длинных планов в сочетании с осмысленным монтажом, выверенный ритм повествования, прекрасное, тактичное актерское исполнение… Если бы «Последний визит» был удостоен приза, никто бы не удивился и не возражал. «Скандинавское молчание» из Эстонии пленило графической четкостью черно-белого широкоэкранного изображения. Чего-то подобного и ожидали те, кто был знаком с «Боковым ветром», предыдущей работой режиссера Мартти Хейде, — историей женщины, высланной в конце сороковых годов в Сибирь. Там рассказ строился на стоп-кадрах, голосе, комментирующем визуальный ряд, стилизованный под старые фото… Здесь сексуально-криминальная семейная драма контрастирует со строгой красотой холодного моря, шумящего леса, узкой дороги, по которой в угнанной машине едут брат и сестра… «Новая Литва» режиссера Каролиса Каупиниса тоже черно-белая — Карловы Вары в этом году объявили едва ли не манифест вернувшегося монохромного кино. Здесь внимание уделяется не только изображению, сколько невиданному сюжету. В конце тридцатых годов знаменитый ученый-географ, прекрасно понимая, что дни независимого литовского государства сочтены, пытается увлечь руководство страны своей идеей переселения граждан Литовской Республики на далекие необитаемые острова в экзотических морях. От него отмахиваются, как от сумасшедшего, сдают нацистам города и в конце концов приглашают в страну советские войска… «Мои тихие мысли» — так называется забавная лента украинца Антонио Лукича о молодом парне, который отправляется в заповедные уголки Ужгородщины, чтобы записать голоса зверей и птиц, обитающих в уникальном регионе. Звуки эти нужны его канадскому работодателю для создания видеоигр, построенных на украинском фольклоре. В случае успеха нашего звуковика ждет престижная работа в заокеанской фирме. Конфликт поколений подан здесь в гротескной форме. Мама юноши, весьма экстатическая дама, страдающая от женского одиночества, постоянно пытается между тем обучать сына уму-разуму. Юный итальянский возлюбленный маму, разумеется, обирает и бросает, но в конце концов она находит счастье в объятиях немолодого бельгийца и продолжает наставлять своего великовозрастного детину в письмах из города Гента. Сыночек тоже становится жертвой воров. Но своих, украинских. Они крадут в поезде его кроссовки. Затем, уже исполняя канадское задание, он вынужден наряжаться в овечью шкуру, дабы услышать желаемое «бекание». В поисках заветной птицы он отправляется в приграничную чащобу, где сначала чуть не тонет в болоте, а потом попадает в руки к стражам границы. Основательно помутузив парня, они долго не могут понять, что значат записанные блеяния и крякания, обнаруженные при задержании «опасного нарушителя»… Артист Андрий Лидаговский, исполняющий главную роль, что называется, вышел ростом. Стоя на фестивальной сцене при получении специального упоминания жюри, режиссер признался, что он ожидал награду за самого высокого артиста, а тот, склонившись к микрофону вдвое, мило поблагодарил фестиваль по-английски. Герой до Канады не доехал, а исполнитель добрался до знаменитого европейского курорта. В отличие от украинского великана постановщик «Быка» Борис Акопов на подиуме поразил своей абсолютно нережиссерской внешностью. Прошлое балетного танцовщика угадывается в манере речи, походке, пластике тела… Фильм же сделан четко и уверенно, почти везде видна крепкая рука режиссера. Темп и ритм выдержаны точно. Быть может, за исключением нескольких «провисаний» в середине повествования. Самый лучший наш молодой артист Юрий Борисов, как всегда, чудесен в своей органичности и искренности, но выстроен характер его персонажа явно режиссером. Поразившись этому удивительному, прекрасному и загадочному несовпадению психофизических данных постановщика и жесткой сути его творения, ожидаешь от господина Акопова новых кинематографических чудес. Основной конкурс нынешних Карловых Вар был традиционно слабее программы «На восток от Запада», но главный приз «Хрустальный глобус» получила, безусловно, лучшая картина. Знаменитый болгарский режиссерский дуэт — Кристина Грозева и Петар Вылчанов — прославился двумя предыдущими своими работами «Урок» и «Слава». Теперь они поставили замечательного «Отца». Сюжет весьма интригующий. Умирает известная когда-то актриса, сыгравшая бесстрашную разведчицу в популярном коммунистическом телесериале. Сын, ради воспитания которого мать оставила актерскую карьеру, работает рекламщиком. Он приезжает на похороны в дальнее село в надежде вскоре отбыть в Софию к ждущей его работе и беременной жене. Однако молодому мужчине придется задержаться в глуши дольше, чем он планировал. Отец — художник по профессии— уверяет его в том, что умершая продолжает с ним общаться. Стремясь ответить на призывы любимой жены, он вместе с сыном отправляется к местному шарлатану, который обещает за соответствующую мзду такой контакт наладить… И снова, как в «Уроке» и «Славе», режиссерский минимализм приводит к сильному художественному результату. Никаких спецэффектов, никакой внешней драматизации. Лишь дорога, машина, лес, деревенский дом, телефон, по которому герой постоянно лжет своей возлюбленной и обещает коллегам быстро вернуться на работу. Фантасмагория в «Отце» рождается будничными делами и проблемами, знакомыми каждому человеку. Отношения между самыми близкими людьми порой оказываются столь сложными, а противоречия столь неразрешимыми, что обычный человек должен обнаружить в себе воистину супергеройские душевные силы, чтобы привести свой мир к гармонии. Победившие в Карловых Варах Кристина Грозева, Петар Вылчанов и Борис Акопов молоды. Быть может, им удастся вернуть кинематографу то величие, что было создано их отцами и дедами? Кто знает… Но давайте хотя бы надеяться. Сергей Лаврентьев