Несколько месяцев простоя культурные площадки переживали, активно задействуя онлайн-ресурсы. Но вот жизнь начинает возвращаться в привычное русло. Музеи и галереи потихоньку открываются для публики, заново представляя приостановленные проекты и презентуя новые. Некоторые из них стали рефлексией на события последних месяцев.
Музеи и галереи получили возможность открыть свои двери для публики с 16 июня. Но не в приказном порядке – те, кто считал нужным отодвинуть час выхода в оффлайн и получше подготовить свое пространство к новым правилам (маски, перчатки, дистанция), получили такую возможность.
Главные московские музеи решили отложить возвращение: Третьяковка собирается открыться 3 июля, а Пушкинский музей – 10-го. Но многие арт-площадки заработали сразу (или почти сразу) после отмены ограничительных мер. Среди тем выставок, которые может увидеть изголодавшая по оффлайновому искусству публика, можно выделить три направления – карантинная (рефлексия по пандемии и изоляции, сложившаяся из созданных в этот период работ), военная (по случаю годовщины Победы) и отложенная (проекты, запускаемые заново, или подготовленные до эпидемии, но не успевшие открыться по понятным причинам). Мы остановимся на главном – актуально-карантинном.
«Чрезвычайное положение». Выставка в галерее «Триумф» – это не только наблюдение-переживание пандемии, но и попытка прогнозирования сценариев возможного будущего.
Экспозиция состоит из пяти разделов. Первый из них «Анти / Структура» становится иллюстрацией эффектов, которые события, подобные пандемии, оказывают на повседневность и социум. Второй – «Ориентиры в пространстве» – о ментальном давлении на материальную модель. «Настоящее время» – это дневники, где авторы стараются поймать и зафиксировать момент.
"Чрезвычайное положение" в галерее "Триумф". Фото: Ольга Серегина.Следующая глава под названием «Пограничный синдром» посвящена поиску выхода, которое происходит через погружение в мир фантазмов и видений. Четвертый раздел – «Правды и вымыслы» – это попытка узнать, с чего все началось, и вообразить, чем все закончится – художники предлагают свои сценарии будущего. И, наконец, финальная глава – «Ваше экранное время истекло» – представляет работы о цифровой культуре и ее эмоциональных и социальных аспектах. Групповой проект, в котором приняли участие такие звезды современного искусства, как AES+F, Recycle Group, Александр Бродский, Алиса Йоффе, стал одним из первых ответов в мире искусстве на пандемию. Все мемы и примеры времени тонко вписаны в произведения художников.
Всего в проекте принимает участие 50 авторов. Выставка открыта до 18 июля.
«Москва. Великая пустота» – фотовыставка лауреата Пулитцеровской премии Сергея Пономарева показывает столицу во время пандемии. Это фотолетопись изоляционного периода, составленная из 45 черно-белых панорамных снимков Москвы. Перед нами документальная история, призванная сохранить в памяти современников и будущих поколений беспрецедентную ситуацию. «Для меня это действительно уникальный проект. За время своей карьеры я видел немало войн и конфликтов, а также стихийных бедствий и катаклизмов, но не ожидал, что буду снимать одно из величайших событий XXI века – пандемию коронавируса – у себя дома в Москве», – говорит Сергей Пономарев.
Проект "Москва. Великая пустота" (предоставлено Музеем Москвы).Выставка в Белом зале Музея Москвы продлится до 23 августа.
«Клетка» – «лабараторный» проект Дарвиновского музея, задуманный задолго до пандемии, наверняка отразит вирусную обстановку. Выставку, для которой посредством всероссийского конкурса отобрали 44 участника из 170 заявок, молодые художники делали как раз на карантине.
«Клетка» только на первый взгляд посвящена единице строения всех живых организмов, хотя вопрос биологии здесь, конечно, тоже будет затронут. Зрители, например, получат шанс самостоятельно провести анализ ДНК. Но клетка – по мысли авторов – это и «темница человеческой души», «социальные оковы норм и стереотипов». Человек сложен из биологических клеток, а его личность – из социальных (убеждений, верований, всего сознательного и подсознательного, что в нас есть). Поэтому работы участников проекта составят не просто групповое исследование, а тотальную инсталляцию – единое целое из множества составляющих человеческого естества. Выставка будет работать до 20 сентября.
Это, конечно, только начало. Пока в музеях и галереях людей немного. Во-первых, по понятным причинам – вирус еще гуляет по России. Во-вторых, лето, жара, после нескольких месяцев самоизоляции людям хочется гулять. И только редкие посетители ищут уединения в выставочных залах. Зато обстановка в музеях сейчас как никогда способствует спокойному осмыслению жизни, всего сиюминутного и вечного.
Еще один кадр с выставки "Чрезвычайное положение". Фото: Ольга Серегина.
Мария Москвичева
Несколько месяцев простоя культурные площадки переживали, активно задействуя онлайн-ресурсы. Но вот жизнь начинает возвращаться в привычное русло. Музеи и галереи потихоньку открываются для публики, заново представляя приостановленные проекты и презентуя новые. Некоторые из них стали рефлексией на события последних месяцев. Музеи и галереи получили возможность открыть свои двери для публики с 16 июня. Но не в приказном порядке – те, кто считал нужным отодвинуть час выхода в оффлайн и получше подготовить свое пространство к новым правилам (маски, перчатки, дистанция), получили такую возможность. Главные московские музеи решили отложить возвращение: Третьяковка собирается открыться 3 июля, а Пушкинский музей – 10-го. Но многие арт-площадки заработали сразу (или почти сразу) после отмены ограничительных мер. Среди тем выставок, которые может увидеть изголодавшая по оффлайновому искусству публика, можно выделить три направления – карантинная (рефлексия по пандемии и изоляции, сложившаяся из созданных в этот период работ), военная (по случаю годовщины Победы) и отложенная (проекты, запускаемые заново, или подготовленные до эпидемии, но не успевшие открыться по понятным причинам). Мы остановимся на главном – актуально-карантинном. «Чрезвычайное положение». Выставка в галерее «Триумф» – это не только наблюдение-переживание пандемии, но и попытка прогнозирования сценариев возможного будущего. Экспозиция состоит из пяти разделов. Первый из них «Анти / Структура» становится иллюстрацией эффектов, которые события, подобные пандемии, оказывают на повседневность и социум. Второй – «Ориентиры в пространстве» – о ментальном давлении на материальную модель. «Настоящее время» – это дневники, где авторы стараются поймать и зафиксировать момент.