Таруса не просто древний город на живописном берегу Оки, но одно из знаковых мест для русской культуры. Именно здесь снимала домик семья Цветаевых, жил писатель Константин Паустовский и поэт Николай Заболоцкий, художник Василий Поленов и еще огромное количество выдающихся деятелей отдали дань своим творчеством этому благословенному краю за 101-м километром. Нынче самым притягательным центром искусства стал Дом литераторов. Еще лет шесть назад бывший дом отдыха лежал в руинах. Теперь просторное здание с белыми колоннами украшают произведения итальянских мастеров, создавших настоящие шедевры из золотой смальты. Тому пример выставка Марко и Душаны Бравура «Современная алхимия».
фото: Александр ТрегубовПреодолев два часа дороги от Москвы до Тарусы, машина подъезжает ко дворику Дома литераторов. Сразу обращаю внимание на скульптуру, расположенную у входа в культурный центр. Она напоминает огромное кофейное зерно, только совсем не темного цвета, а ярких оттенков голубого, синего, серебристого. Все они будто переливаются. Оказывается, это творение итальянского мастера Марко Бравура под названием «Не-видимый щит», а линии, выложенные тессерами (мозаичными кубиками), отслеживают траекторию движения татарских орд — Золотой, Белой, Синей и Черной. Цветные потоки исходят из четырех точек, уместившихся по сторонам света вдоль кромки щита и встречающихся в его центре, образуя вихревую воронку. Бравура вдохновил роман известного итальянского писателя Итало Калвино «Невидимые года», в котором повествуется о странствиях Марко Поло. В книге великий путешественник делится своими впечатлениями с ханом Кублаем. Описывая невидимый город, Поло так или иначе придает ему черты родной Венеции. Оттого смысл «Не-видимого щита» состоит в защите эстетических ценностей.
Когда попадаешь внутрь Дома литераторов, сразу обращаешь внимание на выполненные из золотой смальты птичьи гнезда, возвышающиеся над причудливой формы белым столом, стоящим на паркете в виде шахматной доски. Инсталляция — еще одно творение Марко Бравура, на сей раз таким образом он решил выразить свое отношение к истории мироздания. «Концепция художника заключается в том, что первым архитектором на земле была птица, вьющая гнездо», — рассказывает корреспонденту «МК» искусствовед и куратор выставки «Современная алхимия» Анна Маполис. Специально для экспозиции Марко изучил разные гнезда, и только некоторые из них его вдохновили. Какие именно, можно узнать, прочитав пояснительную табличку. Итак, за основу проекта были взяты: гнезда дроздовидной камышовки, соловья, горной ласточки, ткачика, аиста и длиннохвостой синицы. При разности форм они воплощают совершенство природы, сотворившей подлинный архитектурный шедевр.
При всем очаровании птичьих гнезд уже не терпится увидеть главную инсталляцию Дома литераторов — «Единственную истинную алхимию», сделанную дочерью Марко Бравура — Душаной. Путь лежит в библиотеку. Небольшое пространство, окутанное полумраком, занято трубами, на которых можно разглядеть картины выдающихся художников XX века: Пикассо, Кандинского, Малевича, Дали и многих других: всего тысяча произведений, созданных с 1917 года до наших дней. Душана напечатала их на стекле, потом вручную разрезала эти стекла на фрагменты, чтобы затем в мозаичной технике восстановить изображения из получившихся тессер.
— Инсталляция «Современная алхимия» может быть учебным пособием для тех, кто защищает современное искусство, — считает Анна Маполис. — Душана решила сделать ее десять лет назад и посвятить уникальному процессу, который происходит благодаря художникам, когда из элементарных вещей, а в двадцатом веке из просто готовых предметов, рождается современное произведение искусства, которое потом превращается в настоящие деньги, то есть золото.
— Да, и вправду алхимия!
— Этот алхимический процесс происходит в современном мире у нас на глазах, он и вдохновил Душану. Она декорировала такие промышленные трубы изображениями самых известных произведений мирового искусства. Промышленные трубы — понятно, лаборатория алхимика, такое производство, это фабрика. Она сразу отсылает нас к «Фабрике» Энди Уорхола, когда он создал машину по производству искусства. Душана как настоящий мозаичист делает это очень красиво, изысканно, ярко и мощно.
фото: Александр ТрегубовВ соседнем от библиотеки зале находится еще одна выставка Душаны. На сей раз перед нами разной величины птицы, выполненные из невероятной красоты мозаики: бирюзовые, желтые, красные цвета покоряют своей выразительностью. Анна Маполис рассказывает, что Душана очень любит природу и делает всё, чтобы ее сохранить.
— Она считает, что люди разрушают природу, разрушают тот мир, в котором мы живем, и пытается его сохранить любыми способами. Вот почему Душана создает этих прекрасных птиц, очень декоративных и ярких, необычных, прототипы которых есть в природе, но там они совсем маленькие, и мы их не замечаем, а выполненные в такой прекрасной и деликатной технике, они приобретают лирические черты. Давайте, перейдем в Концертный зал. Сейчас здесь находится инсталляция Марко Бравура «Иконостас природы».
— Откуда такое название?
— Марко вырос в Италии, и, конечно, религиозная составляющая в жизни итальянцев очень важна. В какой-то момент Марко понял, что верить традиционно в Бога он не готов, но поклонение высшим силам природы для него стало внутренней потребностью. Вот так у Марко и родилась идея этого цикла. Он использует традиционные для икон и религиозных произведений искусства техники и создает символы природы. Марко берет одно изображение дерева, то есть контур везде одинаковый, и накладывает это изображение на золотой фон. Дальше внутри этого изображения он находит для каждой иконы какие-то свои разные тональности. Тем самым, с одной стороны, он следует иконописной традиции, когда есть канон. С другой стороны, он говорит современному человеку, что, возможно, для нас единственной правильной и истинной религией могло бы стать поклонение природе и ее сохранение. Это более разумно, чем продолжать традиционные обряды и быть разобщенными.
— Какие элементы использует Марко для создания такой изысканной мозаики?
— В инсталляции «Иконостас природы» проявляется любовь Марко к разным природным элементам: жемчуг, стекло, кирпич. Центром экспозиции является алтарная картина, которая изображает большое дерево со всем его великолепием. Вообще же Марко может использовать и камень, и проволоку, и ракушки. Для него что золотая смальта, что кусочек камня, найденный на Урале, — равноценны для создания мозаики.
Представить уникальные работы в Тарусе помог директор Дома литераторов, меценат Исмаил Ахметов. Он обладает самой большой в Европе коллекцией произведений, выполненных в технике мозаики. Во многом благодаря ему Марко Бравура вот уже долгие годы живет в Тарусе. Правда, в наш приезд мастер отдыхал в родной Равенне. Зато удалось встретиться со старейшей обитательницей Дома литераторов кошкой Фросей. Она, надо сказать, была расположена к столичным гостям, будто осознавая, что сама не менее прекрасный экспонат, чем великолепная мозаика итальянских художников.
Александр Трегубов
Таруса не просто древний город на живописном берегу Оки, но одно из знаковых мест для русской культуры. Именно здесь снимала домик семья Цветаевых, жил писатель Константин Паустовский и поэт Николай Заболоцкий, художник Василий Поленов и еще огромное количество выдающихся деятелей отдали дань своим творчеством этому благословенному краю за 101-м километром. Нынче самым притягательным центром искусства стал Дом литераторов. Еще лет шесть назад бывший дом отдыха лежал в руинах. Теперь просторное здание с белыми колоннами украшают произведения итальянских мастеров, создавших настоящие шедевры из золотой смальты. Тому пример выставка Марко и Душаны Бравура «Современная алхимия». фото: Александр Трегубов Преодолев два часа дороги от Москвы до Тарусы, машина подъезжает ко дворику Дома литераторов. Сразу обращаю внимание на скульптуру, расположенную у входа в культурный центр. Она напоминает огромное кофейное зерно, только совсем не темного цвета, а ярких оттенков голубого, синего, серебристого. Все они будто переливаются. Оказывается, это творение итальянского мастера Марко Бравура под названием «Не-видимый щит», а линии, выложенные тессерами (мозаичными кубиками), отслеживают траекторию движения татарских орд — Золотой, Белой, Синей и Черной. Цветные потоки исходят из четырех точек, уместившихся по сторонам света вдоль кромки щита и встречающихся в его центре, образуя вихревую воронку. Бравура вдохновил роман известного итальянского писателя Итало Калвино «Невидимые года», в котором повествуется о странствиях Марко Поло. В книге великий путешественник делится своими впечатлениями с ханом Кублаем. Описывая невидимый город, Поло так или иначе придает ему черты родной Венеции. Оттого смысл «Не-видимого щита» состоит в защите эстетических ценностей. Когда попадаешь внутрь Дома литераторов, сразу обращаешь внимание на выполненные из золотой смальты птичьи гнезда, возвышающиеся над причудливой формы белым столом, стоящим на паркете в виде шахматной доски. Инсталляция — еще одно творение Марко Бравура, на сей раз таким образом он решил выразить свое отношение к истории мироздания. «Концепция художника заключается в том, что первым архитектором на земле была птица, вьющая гнездо», — рассказывает корреспонденту «МК» искусствовед и куратор выставки «Современная алхимия» Анна Маполис. Специально для экспозиции Марко изучил разные гнезда, и только некоторые из них его вдохновили. Какие именно, можно узнать, прочитав пояснительную табличку. Итак, за основу проекта были взяты: гнезда дроздовидной камышовки, соловья, горной ласточки, ткачика, аиста и длиннохвостой синицы. При разности форм они воплощают совершенство природы, сотворившей подлинный архитектурный шедевр. При всем очаровании птичьих гнезд уже не терпится увидеть главную инсталляцию Дома литераторов — «Единственную истинную алхимию», сделанную дочерью Марко Бравура — Душаной. Путь лежит в библиотеку. Небольшое пространство, окутанное полумраком, занято трубами, на которых можно разглядеть картины выдающихся художников XX века: Пикассо, Кандинского, Малевича, Дали и многих других: всего тысяча произведений, созданных с 1917 года до наших дней. Душана напечатала их на стекле, потом вручную разрезала эти стекла на фрагменты, чтобы затем в мозаичной технике восстановить изображения из получившихся тессер. — Инсталляция «Современная алхимия» может быть учебным пособием для тех, кто защищает современное искусство, — считает Анна Маполис. — Душана решила сделать ее десять лет назад и посвятить уникальному процессу, который происходит благодаря художникам, когда из элементарных вещей, а в двадцатом веке из просто готовых предметов, рождается современное произведение искусства, которое потом превращается в настоящие деньги, то есть золото. — Да, и вправду алхимия! — Этот алхимический процесс происходит в современном мире у нас на глазах, он и вдохновил Душану. Она декорировала такие промышленные трубы изображениями самых известных произведений мирового искусства. Промышленные трубы — понятно, лаборатория алхимика, такое производство, это фабрика. Она сразу отсылает нас к «Фабрике» Энди Уорхола, когда он создал машину по производству искусства. Душана как настоящий мозаичист делает это очень красиво, изысканно, ярко и мощно. фото: Александр Трегубов В соседнем от библиотеки зале находится еще одна выставка Душаны. На сей раз перед нами разной величины птицы, выполненные из невероятной красоты мозаики: бирюзовые, желтые, красные цвета покоряют своей выразительностью. Анна Маполис рассказывает, что Душана очень любит природу и делает всё, чтобы ее сохранить. — Она считает, что люди разрушают природу, разрушают тот мир, в котором мы живем, и пытается его сохранить любыми способами. Вот почему Душана создает этих прекрасных птиц, очень декоративных и ярких, необычных, прототипы которых есть в природе, но там они совсем маленькие, и мы их не замечаем, а выполненные в такой прекрасной и деликатной технике, они приобретают лирические черты. Давайте, перейдем в Концертный зал. Сейчас здесь находится инсталляция Марко Бравура «Иконостас природы». — Откуда такое название? — Марко вырос в Италии, и, конечно, религиозная составляющая в жизни итальянцев очень важна. В какой-то момент Марко понял, что верить традиционно в Бога он не готов, но поклонение высшим силам природы для него стало внутренней потребностью. Вот так у Марко и родилась идея этого цикла. Он использует традиционные для икон и религиозных произведений искусства техники и создает символы природы. Марко берет одно изображение дерева, то есть контур везде одинаковый, и накладывает это изображение на золотой фон. Дальше внутри этого изображения он находит для каждой иконы какие-то свои разные тональности. Тем самым, с одной стороны, он следует иконописной традиции, когда есть канон. С другой стороны, он говорит современному человеку, что, возможно, для нас единственной правильной и истинной религией могло бы стать поклонение природе и ее сохранение. Это более разумно, чем продолжать традиционные обряды и быть разобщенными. — Какие элементы использует Марко для создания такой изысканной мозаики? — В инсталляции «Иконостас природы» проявляется любовь Марко к разным природным элементам: жемчуг, стекло, кирпич. Центром экспозиции является алтарная картина, которая изображает большое дерево со всем его великолепием. Вообще же Марко может использовать и камень, и проволоку, и ракушки. Для него что золотая смальта, что кусочек камня, найденный на Урале, — равноценны для создания мозаики. Представить уникальные работы в Тарусе помог директор Дома литераторов, меценат Исмаил Ахметов. Он обладает самой большой в Европе коллекцией произведений, выполненных в технике мозаики. Во многом благодаря ему Марко Бравура вот уже долгие годы живет в Тарусе. Правда, в наш приезд мастер отдыхал в родной Равенне. Зато удалось встретиться со старейшей обитательницей Дома литераторов кошкой Фросей. Она, надо сказать, была расположена к столичным гостям, будто осознавая, что сама не менее прекрасный экспонат, чем великолепная мозаика итальянских художников. Александр Трегубов